Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

02.11.2012

Под знаком Юрия Григоровича

Балетный праздник на земле сибирской

В нынешнем году весь балетный мир отмечает 85-летний юбилей выдающегося хореографа Юрия Николаевича Григоровича. Театры дают спектакли и концерты в честь Мастера, проходят выставки, демонстрируются художественные фильмы... А в Красноярске решили все это объединить и в октябре посвятили Юрию Григоровичу целый праздник – II Всероссийский форум “Балет XXI век”.

Балет ХХI векРазмах торжества вполне соответствовал личности юбиляра. Сразу на нескольких площадках открылись выставки о Юрии Григоровиче и его балетах. Государственный центральный театральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина представил на всеобщее обозрение уникальные экспонаты: афиши, редкие фотографии, сценические костюмы. Выставки освещали как целые этапы творчества балетмейстера, так и отдельные его произведения. Например, в театральном фойе работала моновыставка о балете “Спартак” на музыку Арама Хачатуряна.

Красноярский государственный театр оперы и балета приготовил сразу две значимые премьеры. Открылся форум спектаклем “Каменный цветок” на музыку Сергея Прокофьева – первым большим балетом Юрия Григоровича, с которого ровно 55 лет назад начиналась его балетмейстерская карьера. Как известно, Мастер никогда не повторяется, и каждая новая редакция уже известного спектакля – открытиие. Художественное оформление воссоздано по эскизам легендарного сценографа, друга Юрия Николаевича – Симона Вирсаладзе. А вот сам балет Григорович на сей раз сократил до двух актов, хотя и пообещал журналистам, что до одноактного балета дело в будущем не дойдет. Историю о Даниле-мастере и Хозяйке Медной горы “рассказали” солисты и артисты Красноярского государственного театра оперы и балета. Публика, переполнившая в тот вечер зал, с восторгом приняла новый спектакль и приветствовала несмолкающей овацией виновника торжества, открывшего форум теплой приветственной речью.

Вторая премьера была не менее интересной. Художественный руководитель Красноярского театра, ученик и друг юбиляра Сергей Бобров предложил гостям и участникам форума балет “Электра” на музыку Рихарда Штрауса. Либретто написал Юрий Николаевич на основе трагедий Софокла и Эврипида. В наши дни древнегреческая история ожила в диковинных декорациях и костюмах Теодора Тэжика, а герои получили завораживающую пластику. Динамичный одноактный балет о силе любви и ненависти прозвучал свежо и современно, вызвав горячий отклик у публики, критиков и журналистов.

Анна Оль...Безусловно, одним из центральных событий форума стал III Всероссийский смотр-конкурс молодых артистов балета и хореографов. В состав жюри вошли живые легенды балетного искусства – Вячеслав Гордеев, Людмила Семеняка, Марина Леонова, Габриэла Комлева, Константин Иванов, Сергей Бобров, Сергей Усанов и, что вызывает особую гордость, наша Леонора Куватова. Судейский ареопаг возглавил Юрий Григорович. Им и предстояло оценить более пятидесяти юных танцовщиков, прибывших в Красноярск из разных городов страны. В основном это учащиеся балетных школ или молодые артисты, недавние выпускники хореографических колледжей, ведь по условиям данного творческого состязания возраст участников не должен превышать 23 лет. Но соперничали они по-взрослому. Прошли три тура, показав себя и в классике, и в современном танце. Уфу на конкурсе представили сразу трое танцовщиков – солисты Башкирского государственного театра оперы и балета Валерия Исаева и Рустам Исхаков и студентка последнего курса Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева Адель Овчинникова.

Конкурсные выступления артистов проходили при полных залах. Конечно, красноярцы задорно подбадривали “своих”, но в чем не откажешь сибирякам, так это в искренности. Шквал аплодисментов мог сорвать только тот танцовщик, который по праву это заслужил. Так, буквально с первых мгновений появления на сцене уфимки Валерии Исаевой в образе Мари из “Щелкунчика” зал начал аплодировать и не унимался, пока солистка не исчезла за кулисами. После этого ведущей смотра-конкурса пришлось напомнить публике, что вести себя нужно спокойнее и не пытаться влиять на мнение судей.

Как признался сопредседатель жюри Вячеслав Гордеев, конкурсанты выступали довольно ровно. Потому судьи щедро переводили их из тура в тур, желая как можно точнее оценить мастерство исполнителей в сольных вариациях, классических дуэтах и современных номерах.

Итак, Валерия Исаева стала лауреатом первой премии и специального приза мэра Красноярска, покорив взыскательное жюри чистотой техники классического танца и выразительностью образа. Рустама Исхакова наградили второй премией, особо отметив его мощные, с эффектным зависанием в воздухе прыжки. Адель Овчинникова стала дипломантом конкурса – она прекрасно себя показала в современной хореографии.

Все это время в зале, за кулисами, в репетиционном классе наших ребят поддерживала, опекала педагог Людмила Васильевна Шапкина.

Уфимская делегация приняла участие и в “круглом столе”, который прошел в Красноярском хореографическом колледже. По предложению его организатора и ведущей – главного редактора журнала “Балет” Валерии Иосифовны Уральской – тему “Театр Юрия Григоровича – феномен XX века и его значение” должны были раскрыть люди, лично знавшие Мастера и работавшие с ним. Идея проста и прекрасна. Но предписанных регламентом двух часов категорически не хватило. О работе, творческом и дружеском общении с великим Григом вдохновенно и трогательно рассказывали легендарные танцовщики Большого и Мариинского театров – Людмила Семеняка, Габриэла Комлева, Вячеслав Гордеев, Владимир Морозов, Марк Перетокин, Константин Иванов. Любопытные исторические экскурсы сделали педагог Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой Тамара Пуртова, балетные критики Елена Федоренко из Москвы и Виктор Игнатов из Парижа. Каждое выступление – уникальная история, которая потрясает и запоминается.

Балет ХХI векО работе Юрия Николаевича в Уфе рассказала художественный руководитель балетной труппы БГТОиБ и Башкирского хореографического колледжа Леонора Куватова. Интересным и для многих неожиданным дополнением к ее словам стало выступление солиста Красноярского театра оперы и балета, художественного руководителя местного колледжа Аркадия Зинова. Он вспомнил незабываемые эпизоды работы с Юрием Николаевичем в столице Башкортостана, когда сразу после хореографического училища начинал танцевальную карьеру на сцене БГТОиБ. А потом уже зрелым артистом танцевал в балетах Григоровича ведущие партии – Зигфрида в “Лебедином озере”, Принца в “Щелкунчике”, Базиля в “Дон Кихоте”. И как приятно было услышать от Аркадия добрые, теплые слова о Шамиле Ахмедовиче Терегулове, наставнике Зинова в те годы, сподвижнике Юрия Николаевича.

Большое удовольствие всем доставили два праздничных Гала-концерта. Один – с участием звёзд российской балетной сцены и ведущих солистов Красноярского театра. Публику буквально заворожил неутомимый Фарух Рузиматов, исполнивший номер “Болеро” на музыку Равеля, с неподдельным интересом зал следил за выступлением Анастасии Волочковой. Из красноярских танцовщиков потрясла грациозная, изящная с необыкновенно “поющими” руками Анна Оль. Заключительный же концерт был отдан юным талантам – победителям III Всероссийского смотра-конкурса молодых артистов балета и хореографов.

На снимках: Юрий Григорович на пресс-конференции в Красноярске; Анна Оль – Хозяйка Медной горы; Валерия Исаева и Рустам Исхаков исполняют па-де-де Дианы и Актеона из балета “Эсмеральда” Пуни.

Валентина АЙШПОР, фото автора
«Вечерняя Уфа», 02.11.2012 г.