Цветовая схема:
II Всероссийский форум «Балет XXI век» в Красноярске чествовал Юрия Григоровича — хореографа, чье творчество определило историю балетного мира.
Чтобы понять, с каким размахом, соизмеримым разве что с необъятными сибирскими просторами, провели в городе на Енисее балетный форум, стоит начать со списка сделанного. За неделю — ретроспектива балетных фильмов и художественные выставки, привезенные бахрушинским музеем, беседы (как оформленные в рамки «круглого стола», так и спонтанные — балетные люди первые десять минут говорят о жизни, потом все равно выруливают на балет) и конкурсные выступления, две премьеры и два гала. В бонус — конкурс школьных сочинений и детских рисунков с порхающими эльфами.
«Балет XXI век» открыли премьерой спектакля Юрия Григоровича (все сюжеты форума объединялись его именем) «Каменный цветок», который вдвое старше красноярского балета. Выбор закономерен: «Цветок» — дебют Григоровича и лебединая песня Прокофьева — 55 лет назад проложил путь новому балету. Сегодня — уже история, а историческая память — дело честное. Тем паче, что театр не эксплуатирует громкое имя хореографа, а, скорее, ориентируется на своего преданного и восторженного зрителя, а к его желаниям всегда стоит прислушиваться. В Красноярске показывают искусство ясное, понятное и глубокое. За верность курсу публика голосует неизменными аншлагами.
Сокрушающая новизна «Цветка» за полвека обернулась классикой — так и воспринимается спектакль по обе стороны рампы. Малахитовая шкатулка в глубине сцены (воссозданы декорации Симона Вирсаладзе) выпускает героев сказов Бажова вперед: ярмарочный люд, цыгане, купцы, ожившие самоцветы. В фокусе — влюбленные: пригожий Данила (Ивану Карнаухову добавить бы крестьянской смекалки), покорная Катерина — Екатерина Булгутова. Школьница, оказавшаяся соседкой по партеру, всхлипнула во время оплакивания Катериной жениха — уральского мастера: Данила пропал в царстве Хозяйки Медной горы, ослепленный несметными богатствами недр. Анна Оль — гордость труппы — в роли Хозяйки не столько всесильная роковая ящерка, сколько влюбленная женщина: больно уж приглянулся ей камнерез. В тайных стихиях ее души свои понимания правды, отчего она, не раздумывая, и казнит зловредного приказчика Северьяна. В образ этого негодяя экс-солист Большого, а ныне худрук Красноярского театра Сергей Бобров вложил волшебную энергию истосковавшегося по сцене артиста. Встряхнул труппу: девицы в сарафанах и парни в лаптях заметно оживали, когда худрук в непосредственном соседстве заражал примером перевоплощения. Кордебалетным танцам самоцветов, что расцветали акробатической вольностью, равно как и лихой по размаху «Ярмарке», оркестр решил не помогать, не в строй музицируя по палочке-указке маэстро Анатолия Чепурного. Спектакль завершился всеобщим восторгом: ликовали артисты, аплодировали зрители, улыбался Григорович.
Вторую премьеру — одноактный балет «Электра» по древнегреческим трагедиям на музыку Рихарда Штрауса — поставил Сергей Бобров. Так же истово, как танцевал Северьяна в «Каменном цветке». Верный ученик Григоровича, Бобров не тронул матрицу хореографии мэтра. Жизнь Электры и Ореста, возжелавших отмщения за убийство отца (в нем повинны мать и ее любовник) — бег по кругам ада. Страшной гонкой управляют темные силы во главе с неверной женой Клитемнестрой (отличная роль харизматичной Марии Куимовой). Образ мира-тюрьмы, воссозданный художником Теодором Тэжиком, предостерегает, что справедливость, оступившись в торжестве, может разрушить и жизнь, и судьбу. Добившись отмщения, Электра погибает.
В рамках форума состоялся смотр-конкурс молодых — исполнителей и хореографов. Именитое жюри присудило Гран-при Александру Омельченко, лауреатами объявили Анастасию Лименько и Георгия Гусева — выпускники Московской академии хореографии только начинают профессиональную карьеру в столичном Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (их наша газета уже заметила). Добрые впечатления оставили призеры Рустам Исхаков из Уфы и ученики красноярского хореографического колледжа Марина Волкова и Юрий Кудрявцев. Золотые медали достались солистке Башкирского балета Валерии Исаевой и Виктору Лебедеву из Михайловского театра.
Конкурсы хореографов, увы, давно не радуют достижениями. Не произошло чуда и в Красноярске. Зато робкая субтильная хореография может запомниться и дать надежду, если ее автору 12-14 лет. Посмотрим, вдруг башмаки на вырост через несколько лет окажутся впору? Пока премии нашли адресатов, и они были: Харон Константина Кейхеля искал сострадания в душе своей «пассажирки» («Путь Харона»), талантливая Нина Мадан в номере «Давай без слез» тихо и беспафосно впала в тоску по любви, неодолимую расставанием, причем в этом ей немало помогли исполнители — Виктория Чувылева и Вячеслав Пегарев.
На гала прибыл десант из балетных столиц, и все же самым любопытным на этом вечере стало путешествие по спектаклям красноярцев, представленных дуэтами Наталии Бобровой и Ивана Карнаухова из «Ромео и Джульетты», Анны Оль и Кирилла Литвиненко из «Гусарской баллады». В сцене из «Антигоны» заворожили замысловатая перкуссия приехавшего на форум Марка Пекарского, острая графика сибиряков во главе с Олесей Алдониной и Демидом Зыковым. Вырвался из Москвы красноярец Дмитрий Соболевский, его Спартака зал приветствовал стоя.
Людские ручейки стекались на широкую Театральную площадь, где под статуей Аполлона меломаны обсуждали — что и как. За шесть дней форума мы вместе с красноярцами пережили смену времен года: от здоровой сибирской осени, когда холодно и бодро под ярким радостным солнцем, через косой дождь и ураганный ветер, к белоснежной и бескрайней зиме…
Елена ФЕДОРЕНКО
"Культура", 21.10.2012 г.