Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

01.07.2001

"Театр уж полон, ложи блещут..."

12 июля 2001 г. Красноярский государственный театр оперы и балета по сложившейся традиции завершил свой XXIII творческий сезон праздничным гала-концертом.

Сегодня, оглядываясь назад, хочется отметить эту веху особенно, поскольку за последние сезоны рубежа столетий красноярский театр по праву занимает одно из ведущих мест в оперном пространстве не только сибирского региона, но и России в целом.

Примером тому может служить высокая оценка мастерства, профессионализма и просветительской деятельности коллектива театра на престижном форуме "Золотая маска - 2000" (спектакли "Дочь полка", "Кармина Бурана") и ежегодных фестивалях "Театральной весны".

И в нынешнем сезоне состоялись самобытные знаковые премьеры, о которых стоит говорить, спорить, словом, так или иначе, обратить особое внимание. Театр востребован, заметен растущий потенциал конкурентоспособности его продукции (будь то опера, балет или фестивальный проект), а значит, и в ближайшем будущем наш оперный готов достойно представлять культуру Сибири и за рубежом.

Вот лишь некоторые яркие страницы сезона. Классический шедевр русского балета - "Лебединое озеро" Чайковского - лидер всех сезонов (с памятного 1978 года ) нынче обновился в третьей редакции балетмейстера-постановщика, заслуженного деятеля искусств России А. Полубенцева. Балет "Дочь Эдипа" под жесткий ритм 60 ударных шагнул из мира древнегреческой трагедии в новый век, обратив внимание на извечные вопросы человеческого социума: личность - власть - судьба. Автор этого оригинального спектакля балетмейстер-постановщик С. Бобров и в третьем сезоне сотрудничества с красноярской труппой представил необычную сценическую композицию - балетный дивертисмент "КонТУРданс" (декабрь 2001 г.). Интересно, что на прошедшем в июне IX Московском международном конкурсе артистов балета, где впервые состязались и хореографы, работы С. Боброва получили высокую оценку жюри - II премию (среди отмеченных работ - фрагменты новоиспечённого спектакля "КонТУРданс" - "Начало" и "Цыганский танец").

Оперные афиши театра впечатляют своим жанровым своеобразием (комические оперы, драмы, лирические сцены, мистерии), но, с другой стороны, заметна линия открытия "забытых", редких партитур, поиска и обновления классического репертуара. Так, к числу самобытных, возможно, спорных постановок, всегда будоражащих воображение и душу зрителей, относится историческая драма Римского-Корсакова "Царская невеста" (в режиссёрской версии В. Цюпы).

В нынешнем году особенно трогательно и тепло звучит рождественская тема - в январе 2001 года впервые на сцене традиционно академического пения был представлен жанр мюзикла - сказка "Под первой звездой " В. Плешака (дирижёр - засл. арт. России А. Чепурной, режиссёр - В. Цюпа, художник - В. Архипов). Этот спектакль уникален не только оригинальным сценическим решением с массой удивительных спецэффектов освещения, декораций, феерических превращений. Прежде всего, такой опыт предоставляет театру возможность нового, более камерного общения с детской (и взрослой) аудиторией. В спектакле заняты юные солисты "Волшебного микрофона" Даша Эрлих и Дима Блинников, прекрасно ориентирующиеся во времени и пространстве мюзикла, обладающие цепкой эстрадной жилкой. По итогам сезона мюзикл "Под первой звездой" был отмечен как лучший музыкальный спектакль, жюри особо приглянулись две актёрские работы - Даши Эрлих (лучший детский дебют в театре) и заслуженного артиста России А. Березина (лучшая эпизодическая роль в музыкальном спектакле).

Остаётся добавить, что "Театральная весна - 2001" весьма благоволила и другой премьере сезона - "Дочери Эдипа", подарив сразу четыре приза: в номинациях "Лучшая женская роль в балете" (С. Дауранова), "Лучшая мужская роль в балете" (засл. арт. России И. Климин), "Лучшая работа балетмейстера" (С. Бобров), "Лучший музыкальный ансамбль" (ансамбль музыкальных инструментов под управлением А. Крыжановского ).

Словом, горизонты пространства оперного и балетного искусства в Красноярске расширяются. Театр в поиске, как принято говорить, в творческом горении, планов - множество, а значит, остаётся только с надеждой встречать XXIV сезон под знаком свершений и открытий!

"Миллион" №8, июль 2001 г.