Цветовая схема:
I Всероссийский форум "Балет-ХХI век" успешно завершился на берегах Енисея. Он стал важным событием для культурной жизни не только Красноярска, но и всей России. Это была целеустремлённая и удачная попытка возродить классические образцы русского балета в современном искусстве, найти им достойное место не только в репертуаре наших театров, но и в сердцах всех почитателей великого русского балета. Красноярцы оказались очень благодарной и понимающей аудиторией, они поддержали организаторов форума тем, что без устали заполняли зал нашего оперного театра, посещали выставки, киносеансы и многие другие мероприятия этого праздника классического танца.
Одним из главных событий форума стала и премьера балета Игоря Стравинского "Весна священная", поставленного в новой сценической версии заслуженным артистом России, художественным руководителем Красноярского театра оперы и балета Сергеем Бобровым.
Это третья премьера форума, первыми были "Красный мак" и "Пахита". Наш театр, обратившись впервые к самому знаменитому балету Стравинского, продемонстрировал широкий музыкальный и хореографический диапазон – от классики до авангарда. Впрочем, сегодня "Весна священная" воспринимается публикой куда спокойнее, чем в 1913 году, когда парижане освистали этот спектакль, показанный в рамках Дягилевских сезонов. "Вот это настоящая победа!" – сказал Стравинский по поводу скандала. Кстати, замысел необычного балета пришёл к нему во сне – композитору приснилась девушка в окружении старцев, стремящаяся своим экстатическим танцем пробудить весну.
Если в той давней постановке зритель видел на сцене эпизоды из жизни языческой Руси, то в этом спектакле Сергей Бобров и художник-постановщик Теодор Тэжик (известный по работе над фильмами "Кин-дза-дза" и "Сказка странствий") показали нам куда более тревожную и более глобальную картину, пронизанную апокалиптическими предчувствиями. Ощущение "космизма" выражено и в оригинальной, очень современной сценографии, где сквозь землю пробиваются лучи звёзд и свет солнца. Как заметил Теодор Тэжик, "возможно, это произведение и о гибели человечества..." Хотя сам Стравинский утверждал, что в своём балете он хотел показать "светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное..."
Впрочем, в спектакле есть и светлое, экстатическое начало, и наступление тёмных, мрачных сил. Балет одноактный, длится всего один час, но впечатление производит очень большое. Яркая ритмичная музыка, как бы передающая пульсацию земли, современная острая хореография, мастерство исполнителей главных партий – всё это воспринимается гармонично и слаженно. В спектакле много массовых сцен, но в центре событий – коварная Ведунья (Олеся Алдонина), жестокий Вожеватый (Демид Зыков), романтичный Чуждый (лауреат международных конкурсов, солист Большого театра Денис Медведев) и нежная девушка Отчуждённая, которую приносят в жертву (лауреат всероссийских и международного конкурсов Анна Оль).
Во втором отделении состоялся гала-концерт, в котором прославленные артисты балета показали лучшие номера классической и современной хореографии. Среди звёзд были народная артистка России Галина Степаненко и народный артист России Андрей Уваров. Прошло также награждение победителей смотра-конкурса артистов балета и работ хореографов. Приз губернатора Красноярского края – фарфоровую статуэтку Галины Улановой – получили Дмитрий Соболевский (Красноярск) и Маргарита Шрайнер (Москва). В номинации "Хореографы" жюри решило первое место не присуждать никому, а второе досталось москвичу Павлу Глухову.
Сегодня мы с удовольствием публикуем фоторепортаж нашего постоянного автора Ильи Наймушина, сделанного за кулисами форума. Эти снимки были уже опубликованы многими информационными агентствами и ведущими мировыми изданиями. Зарубежные знатоки по достоинству оценили творческий уровень форума русского балета, прошедшего в Красноярске. По общему мнению, это была яркая демонстрация живых традиций русского классического танца, который до сих пор считается лучшим на планете. Теперь этими работами красноярского мастера Ильи Наймушина смогут полюбоваться и читатели "Красноярского рабочего".
Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 02.12.2010 г.