Цветовая схема:
Красноярский балет сделал весомую заявку на место в группе лидеров отечественной хореографии. Это главный итог первого всероссийского форума «Балет XXI век».
Балетных фестивалей и конкурсов по России проводится так много, что красноярский форум с программой, хоть и туго забившей целую неделю, революционно не выглядел. Хоть он и собрал огромную международную команду теоретиков и практиков, но никаких проблем не решил и даже не придал резонанса существующим. Проведенный в честь 100-летия со дня рождения Галины Улановой, форум обыгрывал дату выставками, фильмами, смотром-конкурсом молодых артистов и хореографов, программой заключительного гала, но фиксировал положение отечественного балета в вакууме: именно так могла бы выглядеть его программа и в 1980-м, и в 2020-м.
Из анабиоза безвременья форум выныривал благодаря красноярской балетной труппе. За эту неделю она выпустила три премьеры, преодолев стилистические виражи двух веков – от академического гран-па из «Пахиты» Петипа до новой версии «Весны священной» с грандиозным соцреалистичным «Красным маком». И этот марафон, утяжеленный «Спартаком» в версии Григоровича с Иваном Васильевым в заглавной роли и участием своих солистов в балетном конкурсе и гала-концерте, коллектив выдержал профессионально. Почти 10 лет работающий с действующим хореографом Сергеем Бобровым, он обладает мобильностью, собранностью, точностью, быстротой реакций. Труппа не ставит рекордов виртуозности, но и фантазию не лимитирует.
Максимум достигается тогда, когда приходится прыгать выше головы. Такой работой мог бы стать «Красный мак» – самый старый из советских балетов, сценарий которого совмещал коммунистическую идеологию с живописными рудиментами классического балета. Прекрасная идея воскресить забытый балет пришла Владимиру Васильеву. Сложно представить место, где игра в социалистическое искусство была бы более естественна, чем Красноярск: здесь в помещениях музея Ленина размещен музейный центр с задорным фотоколлажем из жизни брата-близнеца Ленина. Но Васильев на полном серьезе воссоздал все перипетии борьбы передовых советских матросов с представителями буржуазного Китая. Так же незатейливы оказались и танцы, не выбивающиеся из эстетики драмбалета, но не соответствующие ей своей бесцветностью. Первоклассной балерине Анне Оль в роли танцовщицы-китаянки Тао Хоа пришлось научиться манипулировать веерами и зонтиками, а проявить обаяние, артистизм, виртуозность было негде.
Мощная «Весна священная» вопреки воле постановщиков не обращена в будущее, а воссоздает первобытную мощь созидания. В хореографии Сергея Боброва нет трюков. Но созданный им с художником Теодором Тэжиком спектакль оказался этюдом на преодоление, в котором добиться эмоционального нарастания не менее сложно, чем сохранить жесткий внутренний ритм и соответствие изощренным музыкальным темпам. Труппа воспроизвела идею и профессионально, и стилистически точно – а именно это отличает коллективы-созидатели от скучных тружеников балетного станка.
Анна ГАЛАЙДА
«Ведомости», 01.12.2010 г.