Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

30.11.2010

О балете и не только

Первый Всероссийский форум “Балет ХХI век” стал на прошлой неделе одним из самых ярких культурных событий не только края, но и всей страны. Участники мероприятия, прибывшие из различных регионов России, сошлись во мнении, что за Красноярском стоит закрепить статус переговорной площадки для представителей балетного искусства.

"Балет ХХI век"Столь масштабного мероприятия балетная общественность Красноярска еще не видела. На неделю в краевой центр слетелись видные хореографы из Большого театра, Мариинки, Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко; звезды российского балета, а также известные театральные критики. Первый Всероссийский форум посвящался 100-летию со дня рождения великой русской балерины Галины Улановой, а потому практически каждое событие этого большого мероприятия напоминало о мастерстве танцовщицы и незабвенных образах, которые она воплощала на сцене. Всего за неделю участники форума посетили книжную выставку “Блистательный мир балета” в краевой научной библиотеке, две фотоэкспозиции, несколько круглых столов в хореографическом колледже, а также ретроспективу фильмов об Улановой. Но, как говорят участники, изюминкой форума стал конкурс молодых артистов балета и работ хореографов. По словам знатоков балетного искусства, прелесть этого смотра как раз и заключалась в том, что в нем не участвовали зарубежные, заезжие конкурсанты. На сцену выходили померяться силами отечественные, российские, и уже подающие надежды танцоры и танцовщицы.

— Конкурс — это одна из красок форума, — сказала “Городским новостям” Валерия Уральская, главный редактор журнала “Балет”. — Он задал нашему мероприятию драйв, привлек крупных специалистов в жюри. Но это не самоцель форума.

Конкурс действительно получился маленьким, камерным. Просмотры длились всего один день.

Но и этого хватило для именитого жюри, чтобы выявить таланты молодых танцоров. В состав комиссии, оценивавшей выступления, вошли председатель фонда Галины Улановой, народный артист СССР Владимир Васильев, художественные руководители Красноярского театра оперы и балета, Мариинского государственного театра оперы и балета, Московского академического музыкального театра — Сергей Бобров, Константин Иванов и Сергей Филин, а также известные балерины, заслуженные артистки СССР Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Габриэла Комлева. Кстати, не последние места в соревновании заняли и представители Красноярской балетной школы. Солист Красноярского государственного театра оперы и балета Дмитрий Соболевский стал победителем смотра среди мужчин, а солистка театра Анна Гермизеева разделила второе место среди женщин с Ириной Сапожниковой из Уфы.

"Балет ХХI век"По словам мастодонтов балетного искусства, это показатель хорошей подготовки красноярских танцоров. Впрочем, и Красноярский край для проведения первого форума был выбран именно потому, что местный театр оперы и балета делает успехи в продвижении танцевального искусства. За короткое время он успел подготовить сразу несколько качественных премьер (три из них были представлены на форумной неделе), а это, как констатируют знатоки, не каждому театру под силу.

Хореографы говорят, что успех театра держится на хорошей школьной подготовке танцоров, которая зиждется на качественном отборе абитуриентов. Ведь давно уже ушли в прошлое времена Анны Иоановны, которая для создания собственной ее величества танцевальной школы отбирала красивых девочек и стройных мальчиков. Сегодня к абитуриентам предъявляются не только эстетические требования. Большую роль играет природная предрасположенность ребенка к занятиям балетом.

— Формирование и развитие личности артиста балета зависит от множества составляющих. Один из важнейших факторов — профессиональные данные: легкий шаг, подъем, выворотность ноги, — сказала на одной из площадок форума директор Красноярского хореографического колледжа Марина Фадеева. — Очень важны внешние данные — телосложение, пропорциональность фигуры, рост, но и не менее актуальны психофизические показатели — внимание, память, воля, активность, а также музыкально-актерские — музыкальность, эмоциональность, творческое воображение. Стоит отметить, что все эти способности, собранные воедино, встречаются очень редко. И для определения детей, обладающих такими качествами, необходим отбор из сотен претендентов.

Сегодня у хореографических училищ практически нет возможности набирать “качественных” учеников — дети уже в начальной школе не имеют стопроцентного здоровья. Да и сами общеобразовательные учебные заведения не очень охотно допускают до своих учеников хореографические конкурсные комиссии. После введения в образовании подушевого финансирования школы держатся за каждого ребенка. В результате хореографические колледжи вынуждены принимать не совсем пригодных для балетного искусства ребятишек и прилагать массу усилий, чтобы мотивировать их на изучение хореографии.

То, что сегодня на сцены театров России выходят молодые люди, радующие зрителя высокими прыжками и замысловатыми фуэте, во многом заслуга педагогов. Но, как прозвучало на форуме, в будущем качество балетной подготовки артистов может заметно упасть. Российское министерство образования решило реформировать хореографическое обучение. В частности, в ходе реформы предполагается отменить конкурсный отбор при приеме в специализированный колледж. Педагоги вынуждены будут отдавать свои силы детям, которые от природы не годятся в танцоры.

— Если реформа произойдет и детей будут принимать в хореографические училища без отбора — балет станет дилетантским, — считает директор Пермского хореографического училища Вера Коренева. — Отбор — самая большая ценность в хореографическом образовании, которая длится с императорских времен. Сегодня так много талантливых людей выходит из стен учебных заведений только благодаря тому, что в них была замечена и развита природная предрасположенность к танцу.

"Балет ХХI век"Реформа хореографического образования стала гвоздевой темой на первом Всероссийском балетном форуме, который проходил в Красноярске. Педагоги, танцоры, художественные руководители театров и околобалетная общественность сошлись во мнении, что такие перемены будут иметь лишь печальные последствия — ухудшение качества балетного искусства.

— На форуме в Красноярске мы подготовили обращение в Правительство России и Государственную думу с протестом против реформирования хореографического образования, — пояснила Валерия Уральская. — В случае принятия предложенной программы возможность получения нетипового образования низведется до такого уровня, что его вообще можно будет потерять.

Балетный форум завершился показательным концертом номеров лучших молодых танцоров России, которым зал рукоплескал стоя. Это еще одно напоминание о том, что нынешний метод подготовки танцоров хоть и стар, но современен до сих пор. Участники форума откровенно говорили о своих проблемах, но важнее для них было не обсуждение наболевшего, а привлечение внимания к балетному искусству. Престиж профессии танцора в последние десятилетия заметно упал. И поддерживать его необходимо на самом высоком, правительственном уровне. Но об этом, как заметили некоторые участники форума, в следующий раз. И снова — в Красноярске.

Регина ДУБОВА
Фото Александра МИЩЕНКО
"Городские новости" №2282, 30.11.2010 г.