Цветовая схема:
«Этот спектакль нравится мне по-новому», — сказал маэстро «Известиям»
В Красноярске открылся Второй всероссийский форум «Балет XXI век», в этом году посвященный 85-летнему юбилею выдающегося хореографа Юрия Григоровича. В программе — конкурс молодых танцовщиков и хореографов, выставки, показ документальных фильмов, круглый стол, посвященный мэтру балетного искусства и, конечно, премьеры.
Оценивать юные таланты будет команда жюри, в которую вошли лучшие мастера балетного искусства: худрук Красноярского театра оперы и балета, ученик Григоровича Сергей Бобров, худрук театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова, педагог-репетитор Мариинского театра Габриэла Комлева, педагог-репетитор Большого театра Людмила Семеняка и др. Почетное место председателя жюри отдали мастеру Григоровичу. Несмотря на плохое самочувствие и долгий перелет, на открытие фестиваля он приехал лично.
— Я уже был в этом городе пять лет назад, когда ставил здесь «Спартака», — сказал Юрий Григорович. — И меня очень удивило, когда я увидел, что здесь полный зал — во многих столичных театрах залы не заполняются. Это город, который любит искусство. И то, что в зале присутствует мэр — знак, который об этом говорит.
Первым пунктом программы фестиваля стала премьера балета «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. В 1957 году именно с этого балета началась блистательная карьера Григоровича-постановщика. Для Красноярского балета мастер переработал собственную версию еще раз, сократив балет из четырех актов до двух.
Юрий Григорович рассказал «Известиям», как начиналась работа над балетом.
— Я приехал в Москву, чтобы встретиться с супругой Прокофьева, Мирой Мендельсон, в его квартиру в Камергерском переулке. Мы вошли в его кабинет — небольшую комнатку, куда рояль даже бы не поместился. У стены стояло пианино, на нем — открытый пюпитр с нотами, финальный дуэт Катерины и Данилы. Это было последнее, что написал Прокофьев. С первой постановки я много раз переставлял хореографию. Это естественно — мы становимся старше и переосмысливаем какие-то вещи из прошлого. Это моя совсем последняя редакция. Думаю, до одного действия сокращать балет уже не буду.
Перед началом спектакля маэстро встречали стоя, овациями провожали весь его путь по залу до своего места. В двух действиях «Каменного цветка», оформленных красочными декорациями Симона Вирсаладзе, ожила яркая история любви и искусства. В честь юбилея в роли необузданного Северьяна выступил худрук труппы Сергей Бобров — когда-то в этой роли выступал и сам Григорович.
Темпераментный худрук тянул за собой труппу, заметно оживив действие к ярмарочному эпизоду. Единственным, кто так и не «проснулся», был Иван Карнаухов (Данила). Впечатление от первого акта также заметно подпортил оркестр под управлением Анатолия Чепурного. Несмотря на четкий баланс и удачные контрасты, группа медных духовых постоянно фальшивила.
Публика же спектаклем осталась довольна. После занавеса овации не смолкали больше 10 минут, а зрители скандировали «Браво, Григорович!». Сам балетмейстер улыбался, расцеловывал артистов и благодарил оркестр.
Мастер рассказал «Известиям», что спектаклем остался доволен.
— Этот балет для меня очень важен, ведь это был первый большой спектакль, в котором я мог состояться или нет. Сегодня я видел единую труппу, а это сейчас редкость, и ощутил даже какую-то ностальгию. Когда смотришь свои старые спектакли спустя столько лет, уже и забываешь, что ты их сам сотворил. И они начинают даже по-новому нравится.
Впереди в программе фестиваля — еще одна премьера, теперь уже в постановке ученика Юрия Григоровича, Сергея Боброва. Это «Электра» на музыку Штрауса.
Форум в Красноярске продлится до 11 октября.
Виктория ИВАНОВА
"Известия", 07.10.2012 г.