Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Анонсы

03.11.2022

«Бесприданница»: возвращение на оперную сцену

25, 26 и 27 ноября в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится премьера оперы «Бесприданница». Музыка создана композитором Даниилом Френкелем на либретто Всеволода Рождественского. Работа осуществляется при поддержке Союза театральных деятелей РФ. Спектакль выпускается в преддверии 200-летия со дня рождения драматурга Александра Островского.

Бесприданница

Композитор Даниил Френкель, родившийся в 1906 году, создал немало музыкально-театральных произведений. В числе последних его работ – опера «Бесприданница» по одноименной пьесе Александра Островского, поставленная в 1959 году ленинградским Малым оперным театром. После чего опера была незаслуженно забыта.

Над «Бесприданницей» работает молодая команда: режиссер – Даниил Дмитриев, художник – Мария Высотская. Этой оперы на сцене не было больше 60 лет, и тем интереснее ее возвращение.

Роль Ларисы в премьерных показах исполнят Светлана Рацлаф-Левчук, Виктория Маслюкова и Екатерина Кочетова, ее матери Хариты Игнатьевны Огудаловой – Ольга Басова, Елена Никитина и Наталья Плотникова. В образе Паратова на сцену выйдут Алексей Бочаров, Севастьян Мартынюк и Андрей Силенко, незадачливого жениха Карандышева – Давит Есаян и Андрей Колобов. В роли Кнурова заняты Владимир Александрович, Илья Кривчиков, Сергей Самусев и Сергей Теленков, Вожеватова – Денис Гречишкин, Александр Михалев и Алексей Соколов, Робинзона – Борис Сабиров и Эдвард Арутюнян, Старой цыганки – Нина Кириенко.

Об особенностях своей постановки рассказывает режиссер Даниил Дмитриев:

– Основным вопросом пьесы Александра Островского, по которой написана опера, всегда была сама Лариса: почему все мужчины жаждут ею обладать, но при этом никто не хочет жениться? Как мне кажется, Лариса всех притягивает к себе как человек искусства, в ней ярко выражено творческое начало: поет, рисует, танцует – в мире дельцов она как белая ворона, тем и манит к себе. К тому же, очень хороша собой. Но все же главное в ней – именно непохожесть на всех других женщин в этом насквозь продажном мире.

Любят ли Ларису добивающиеся ее мужчины? Думаю, такое чувство к ней испытывает только Паратов. Но встав перед жестокой дилеммой – быть с любимой женщиной либо жениться на золотых приисках, – Паратов предпочитает богатство. Потому что деньги в его мире первостепенны.

Карандышев, на мой взгляд, только в финале понимает, что любит Ларису. Но уже слишком поздно. У него был шанс на взаимность, но вначале он обуреваем тщеславием, им руководит эгоцентризм, желание привлечь внимание общества к себе самому за счет обладания такой яркой женщиной. Чересчур поторопился – и все потерял.

Вожеватов и Кнуров – деляги, их чувства давно атрофированы, ими движет исключительно расчет. Они не рассматривают Ларису как прибыльное вложение своих капиталов, поэтому не хотят не только взять ее в жены, но и просто по-человечески поддержать. Зачем? Оба уверены, что она и так может попасть в их сети. Вожеватов старается развратить ее дорогими подарками, Кнуров дожидается, когда она будет сломлена, чтобы в самом уязвимом ее состоянии сделать своей содержанкой. Время действия в спектакле – начало XX века, дореволюционная Россия, но такие взаимоотношения будут понятны и зрителям века нынешнего. К сожалению, ничего не меняется: не раз слышал от знакомых женщин, что мужчины сегодня не умеют ухаживать, не стараются понравиться и проявить себя с лучшей, романтичной стороны, а сразу стремятся овладеть. Но так было, как видим, и в прежние времена.

БесприданницаЧто касается музыки Даниила Френкеля, то он явно вдохновлялся творчеством выдающихся композиторов, особенно, Петра Ильича Чайковского. В «Бесприданнице» очень красивые дуэты и романсы, есть несколько серьезных арий – они яркие, чувственные, легко ложатся на слух. Все сцены оперы сделаны емко, компактно, одно действие перетекает в другое. Не лишены самобытности фрагменты с цыганским колоритом: некоторые музыканты оркестра выйдут в образе цыган, в этих эпизодах будут задействованы и артисты балета (над пластикой сейчас работает Никита Дмитриевский). Кстати, у нас в спектакле появится также старая цыганка, вспоминающая, как в юности она безрассудно отдалась молодому цыгану, а потом всю жизнь ту ночь проклинала. В общем, вся история сводится к тому, что люди разучились любить, и отсюда все беды.

Вероятно, кто-то придет на спектакль в надежде услышать «Мохнатого шмеля», но вынужден разочаровать: вставных номеров из фильма Эльдара Рязанова у нас не будет. (Смеется.) Зато знатоков интерпретаций этой пьесы наверняка порадует романс «Нет, не любил он» из фильма «Бесприданница» 1936 года.

Из сюрпризов, ожидающих публику, могу также назвать присутствие яхты. Нет, Паратов продает Вожеватову свой пароход «Ласточка», тут ничего не поменялось. Но мы подумали: почему бы такому человеку, привыкшему жить с шиком, не обладать еще и яхтой? Он же не просто деловой человек, а барин. Яхта для него некое олицетворение богатства. Как и для сегодняшних нуворишей.

Вообще, моя основная задача – максимально внятно показать конфликт происходящего, передать зрителям ключи к поведению персонажей, донести до них, почему те поступают так, а не иначе. И при этом максимально оправдать их действия в музыкальном материале, чтобы они были органичны. Надеюсь, у нас это получится.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №3, ноябрь 2022 года