Цветовая схема:
Сегодня в Красноярском театре оперы и балета состоится премьера хореографической симфонии "Царь-рыба" Владимира Пороцкого по мотивам произведения Виктора Астафьева.
Замысел создания балета возник давно, еще в годы великих сибирских строек, на которых довелось побывать с концертами бывшему красноярцу композитору Владимиру Пороцкому.
В первоначальном варианте музыкальная трактовка "Царь-рыбы" представляла собой небольшую симфоническую поэму. Затем появилась идея соединить музыку с пластикой, и ее осуществил балетмейстер Красноярского оперного театра Владимир Федянин. Была написана партитура балета, которой заинтересовался директор и художественный руководитель Большого театра России Владимир Васильев.
- Я даже счастлив, что балет был поставлен не сразу, - рассказывает Владимир Пороцкий. - Васильев предложил мне в качестве постановщика ученика Юрия Григоровича, солиста Большого театра, талантливого молодого балетмейстера Сергея Боброва, который как нельзя лучше воплотил в танце философские мысли Астафьева о смысле нашего бытия.
От первоначальной балетной версии ничего не осталось. Многое пришлось переписать и в музыке. И не стоит, конечно, "читать" балет дословно. Это не астафьевская книга. Он символичен, построен на контрастах. Никто на сцене не сидит у рыбацкого костра и, естественно, не ловит сетями царь-рыбу.
Царь-рыба - она же Шаманка, она же - Природа, карающая человека за изуверство над собой. Часть природы - человек. Он не понимает, что все его попытки покорить окружающий мир, вторгнуться в него своей разрушающей силой - это собственная гибель. Для оркестра, хора, балетной труппы театра, особенно для солистов, в числе которых ведущие солисты Большого театра Марк Перетокин (Герцев), Марианна Рыжкина (Анастасия), Константин Иванов (Аким), Бе Джу Юн (Касьянка), - это невероятно сложный спектакль, колоссальные нагрузки. Но на последних прогонах спектакля все сплелось в единую нить, и сценическое действо, на мой взгляд, не способно оставить равнодушным даже далекого от музыки и балета человека.
По мотивам произведения Виктора Петровича Астафьева "Пастух и пастушка" в 1985 году Аркадием Нестеровым создана опера "Современная пастораль". При всем том, что герои нашего земляка живут в современном мире, где больше горя, чем музыки, астафьевская проза мелодична и музыкальна. Сам Астафьев очень любит музыку. И "Царь-рыба" на сцене Красноярского оперного будет подарком не только ему, но и всем, кто любит и ценит прекрасное, кто задумывается о смысле бытия. Для кого в печальных сумерках нашей жизни открывается и восходит Солнце - символ жизни, веры и надежды.
"Красноярский рабочий", 10 апреля 1999 г.