Цветовая схема:
Пришла "Весна священная"
Уже в понедельник в Красноярске откроется Всероссийский форум “Балет XXI век”, посвященный 100-летию со дня рождения Галины Улановой. Со всей России и из других стран к нам съедутся гости, среди которых — и балетные звезды, и именитые театральные критики, хореографы. Молодых танцоров ожидает волнительная неделя конкуренции, гостей форума — интересные встречи и профессиональное общение, театральную публику — три яркие премьеры, своеобразная ретроспектива балетного искусства последних двух столетий.
То, что столь крупное событие международного уровня, как Всероссийский балетный форум, принимает именно красноярский театр оперы и балета, очень престижно и значимо для культуры всего края. Ведь, с одной стороны, нам есть что показать: ежегодно среди лауреатов форума им. Галины Улановой называют несколько имен красноярцев, — с другой, стоит и посмотреть на балетные достижения школ других городов, это всегда важно для развития.
“Событие такого масштаба, как Всероссийский форум “Балет XXI век” впервые происходит в России и мире. Это грандиозное событие, аналогов которому нет, — рассказывает Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета. — Обычно проводят конкурсы молодых артистов балета и параллельно в небольшом количестве показывают какие-то фильмы. У нас же, помимо смотра-конкурса артистов, предусмотрено множество мероприятий, включающих и круглые столы, и показы фильмов, и творческие встречи, и гала-концерты звезд балета, и премьеры балетов”.
Впервые Всероссийский конкурс балета им. Галины Улановой, из которого и вырос форум, состоялся в ноябре 2008 года. В нем приняли участие 50 молодых танцоров, призерами стали солистки красноярского балета Анна Оль и Екатерина Булгутова, а также тогда еще студентка Красноярского хореографического колледжа Кристина Андреева. О Кристине после той победы заговорили в балетном мире. Сегодня девушка выступает в Казанском театре оперы и балета, недавно с успехом станцевала в Париже в балете “Щелкунчик”, ей прочат большое будущее на сцене.
“Я считаю, что именно та победа во всероссийском конкурсе им. Галины Улановой дала толчок для развития таланта Кристины, ее последующих успехов, — говорит Лариса Сычева, народная артистка России, педагог Кристины Андреевой. — Для молодого танцовщика участие и победы в подобных конкурсах очень важны. Это их путевка в жизнь, шанс, чтобы их заметили”.
Главным событием красноярского форума по-прежнему остается смотр-конкурс молодых артистов российских театров, выпускных классов хореографических учебных заведений и хореографов. Выбирать самых одаренных и перспективных, по сути — будущее российского балета, — будут выдающиеся исполнители, педагоги, балетмейстеры и художественные руководители крупных театров. Так, в жюри этого года — Сергей Бобров и Константин Иванов, художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета. Председателем, уже по доброй традиции, вновь станет легенда балета, народный артист СССР Владимир Васильев.
Кстати, будет возможность сравнить участников нынешнего форума с призерами всероссийских балетных конкурсов, уже сплошь молодыми звездами современного балета.
“Мы открываемся гала-концертом лауреатов всероссийских конкурсов за последние три года, обладателей золотых медалей и гран-при, — объясняет Сергей Рудольфович. — То есть все лучшие молодые исполнители, которые получили призы на последних Московском, Пермском, Сочинском конкурсах, будут на нашей сцене! В день закрытия форума, 28 ноября, состоится гала-концерт мастеров балета с участием солистов Большого театра, Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Санкт-Петербургского театра под руководством Бориса Эйфмана. И могу сказать, в таком количестве увидеть их вместе удается нечасто. А самое главное — за одну неделю форума мы покажем три премьеры, — такого даже Большой театр не может себе позволить”.
Первая премьера балета “Пахита” состоится 22 ноября, причем заглавную партию в нем исполнит н. а. России Андрей Уваров. Над второй — “Красный мак”, — работает сам Владимир Васильев, нарисовавший эскизы к современной мультимедийной сценографии. К слову, в последний раз в роли китайской актрисы Тао Хао в России в этом балете блистала Галина Уланова.
С 22-го по 28 ноября в Красноярском музейном центре пройдут две выставки, посвященные балетному искусству. Их авторы — фотохудожники Дмитрий Куликов и Юрий Барыкин.“В финале форума мы покажем “Весну священную”, труднейшее произведение Игоря Стравинского, которое нечасто ставилось и редко кому удавалось. Это легендарный нашумевший балет Дягилевских сезонов, которым в этом году исполняется 100 лет, — рассказывает Сергей Бобров. — Таким образом, у нас получается определенная ретроспектива: мы движемся от классического балета “Пахита” через гранд-балет советского периода “Красный мак” к современной хореографии, авангардным решениям “Весны священной” и “Спартака”.
На премьере в сольных партиях “Весны священной”, новое прочтение которой подарят зрителям Теодор Тэжик и Сергей Бобров, выступят ведущие танцоры Государственного академического Большого театра России.
Участие в красноярских спектаклях именитых танцоров — одна из лучших традиций Всероссийского форума им. Галины Улановой. Так, 26 ноября в балете “Спартак” станцует лауреат Международной балетной премии Dance Open Иван Васильев, по отзывам зарубежной прессы — самый виртуозный танцор в мире.
Ажиотаж и волнение перед началом Балетного форума царят не только в театре оперы и балета, но и в Красноярском хореографическом колледже — главном поставщике талантливых артистов балета в крае. Его лучшие ученики ежегодно принимают участие в конкурсе, причем показываются очень хорошо.
Всего в этом году диплом по специальности “артист балета” получили девять юношей и девушек. Традиционно большинство выпускников устраиваются в красноярский театр оперы и балета.
Практически одновременно с началом выпускных экзаменов и подготовкой к отчетному концерту в хореографическом начинаются вступительные испытания. Педагоги колледжа в течение нескольких дней просматривают детей со всего края, мечтающих посвятить себя служению высокому искусству балета или народному танцу. Поступать приходят дети разного уровня — гуттаперчевые гимнастки, пластичные танцовщицы, но для преподавателей важны прежде всего врожденные данные. И не занимавшийся ранее, но от природы гибкий, эмоциональный ребенок имеет все шансы стать учащимся хореографического колледжа. Правда, поступивших в колледже всегда больше, чем выпускников: процент тех, кто уходит не доучившись, здесь очень высок.
“Они же приходят к нам совсем маленькими, а окунаются в профессию и видят, насколько это тяжело, — комментирует Марина Фадеева, заведующая практикой, преподаватель классического танца Красноярского хореографического колледжа. — Кто-то из ребятишек просто психологически не справляется, ведь у нас два раза в год проходят экзамены, что для детей тоже непросто. Если у ребенка что-то не получается, мы ставим в известность родителей и решаем, как быть”.
Зато те немногие бриллиантики, которые прошли через все тернии подготовки к своей сложной профессии, вырастают настоящими звездами. Красноярская балетная школа готовит в российский балет достойные кадры — и форум прекрасное тому подтверждение.
“В прошлые годы мы очень достойно показались на форуме, — говорит Лариса Сычева. — В настоящий момент от Красноярска будут выступать четыре танцовщика. А вообще я считаю, что в нашем городе высокий уровень преподавания. Например, на конкурс прошлых лет были представлены ученики разных педагогов, и жюри отметило, что все они научены одинаково, а это важно. Это значит, что у нас действительно есть школа! Сейчас, перед началом форума, мы очень волнуемся. Ведь конкурс — это всегда неожиданно, не знаешь, какого уровня участники приедут из других городов”.
Педагоги для балетного форума уже сделали что могли: подготовили и отобрали лучших молодых танцоров. Дело за самими участниками. Ведь в искусстве можно быть одаренным, много работать и… все время лишь “подавать надежды”! Важно в решающий момент собраться и показать свои бойцовские качества, силу не ног, а характера и выступить так, как никогда раньше на репетициях — ярко, вдохновенно. И пусть победит лучший.
Наталья ГОНЧАРОВА
Фото Олега КУЗЬМИНА
"Городские новости" №2276, 18.11.2010 г.