Цветовая схема:
В этом сезоне в Красноярском театре оперы и балета появилась новая форма общения с публикой: камерные спектакли в фойе.
"Первой ласточкой" оказалась опера "Медиум" одного из самых плодовитых и успешных зарубежных композиторов XX века Джан Карло Менотти. Психологическая драма, не оставляющая равнодушной аудиторию разных стран мира уже на протяжении более 70 лет, теперь нашла отклик и в сердцах красноярцев.
По сюжету произведения одна циничная особа почтенного возраста промышляет проведением спиритических сеансов и, в конце концов, сама попадает в их ловушку.
Художник Ирина Сид создала комфортную для актёров среду сценического существования. Молодой режиссёр Даниил Дмитриев проделал с каждым участником спектакля огромную, кропотливую работу. В результате образовался отличный актёрский ансамбль, безусловно проникшийся предлагаемыми обстоятельствами.
Если бы воскрес и увидел этот спектакль великий Станиславский, он, скорее всего, адресовал своё знаменитое "Верю!" и перевоплотившимся в наивную супружескую чету Гобино Светлане Черемновой и Роману Хобте, Елене Никитиной в роли потерявшей любимую дочь госпожи Нолан и, конечно же, предельно искренним Ольге Монастыршиной (юная Моника) и Константину Полковникову (влюблённый в Монику её ровесник, робкий Тоби).
А Наталья Плотникова в титульной роли мадам Флоры буквально потрясает, демонстрируя качество превосходной, глубокой трагической актрисы.
Невозможно переоценить вклад в этот спектакль его музыкального руководителя и дирижёра Александра Юдасина, а также пианистки Натальи Собинковой. Они добились от каждого певца выразительного, действенного интонирования. Помогли исполнителям освоить непривычную музыкальную лексику.
Ещё один подарок оперного театра нашим зрителям – это камерный вариант "Дона Паскуале", одного из бриллиантов оперного наследия гениального Гаэтано Доницетти. Любая комическая опера этого композитора является для современных постановщиков подходящим поводом для самых разнообразных режиссёрских экспериментов.
Весьма любопытную, остроумную, рассчитанную на современную молодёжь версию предложил Даниил Дмитриев. Он перенёс время действия в XXI век и превратил главного героя – пожилого скрягу Паскуале – в фаната современной субкультуры.
Всё убранство в его доме и даже внешний облик (художник по костюмам – Инна Зайцева, видеографика Михаила Пархотина) свидетельствуют об этом пристрастии.
Артисты, занятые в спектакле, с явным удовольствием, азартно воплощают все задумки Д. Дмитриева. Должный "нерв" спектакля поддерживает фортепианный квартет "Резонанс" под руководством прекрасного музыканта-энтузиаста Натальи Агеевой.
Как известно, любое творение Доницетти предъявляет огромные требования вокалистам. "Дон Паскуале" не составляет исключения. В новой работе красноярцев пальма первенства по части вокала, вне всякого сомнения, принадлежит представителю самого молодого поколения оперной труппы Севастьяну Мартынюку (доктор Малатеста).
Красивый тенор Андрея Колобова (Эрнесто – племянник Паскуале) словно создан для исполнения музыки Доницетти. Но одарённый певец слишком расточителен в своих вокальных эмоциях, переполняющих его. Надо быть "бережливее": голос даётся один на всю жизнь.
Дальнейшая работа по оттачиванию вокальной техники необходима и Ольге Монастыршиной (вдовушка Норина). Если эта солистка певчески безупречна в "Медиуме", то сложнейшая классическая партия bel canto – пока ещё крепкий орешек для неё.
Дмитрий Рябцев (Дон Паскуале) обладает незаурядным комическим дарованием. Но кто сказал, что артист, работающий в амплуа basso buffo, может не стесняться вокальных огрехов? Если Дмитрий Рябцев всё же обратит внимание на качество звукообразования, то значительно расширит свой творческий диапазон. Да и доверенная ему роль в улучшенной вокальной трактовке только выиграет.
Курс на камерные спектакли с целью обогащения театрального репертуара можно только приветствовать. Есть немало достойных внимания произведений, интересных как публике, так и артистам. К примеру, "Служанка – госпожа" Дж. Перголези, "Медведь" Г. Седельникова...
Хочется пожелать театру и в дальнейшем "бороться и искать, найти и не сдаваться", постоянно расширяя круг участников мини-спектаклей. Ведь это замечательная творческая лаборатория!
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 30 января 2019 г.