Цветовая схема:
Красноярский театр оперы и балета знают в России и за рубежом как новаторский. Именно здесь в последние годы происходят мировые премьеры давно известных классических спектаклей в новой, довольно неожиданной режиссерской подаче.
Этот творческий сезон принес еще одну сенсацию – на сцене красноярского театра впервые за много лет поставили оригинальную версию балета «Лебединое озеро». Драма, происходящая на сцене, стала созвучна музыке великого композитора Петра Чайковского.
Возвращение к автору
История трагической любви принца Зигфрида и девушки-лебедя Одетты, пожалуй, самая романтичная и печальная после шекспировской «Ромео и Джульетты». Однако, как оказалось, она не всегда однозначно трактовалась режиссерами.
Первая постановка балета «Лебединое озеро» прошла в Большом театре в 1877 году. Как считают искусствоведы, это было воплощение задумки самого Петра Чайковского. Но спектакль в хореографии Вацлава Рейзингера по оригинальной версии композитора так и остался единственным в истории русского балета. В 1895 году хореографы Мариус Петипа и Лев Иванов совместно с композитором Рикардо Дриго выпустили в Мариинском театре свою версию. Они серьезно изменили партитуру, поменяв порядок номеров и дописав большое количество музыкального материала. Так сказать, поправили Чайковского. Критики признали: постановка получилась более салонная. И, к сожалению, именно эта интерпретация «Лебединого озера» ставится на сценах театров мира в последнее столетие. По-своему интерпретировали этот балет Рудольф Нуреев и Владимир Бурмейстер, Мэттью Борн и Владимир Васильев, Раду Поклитару. Но все за основу брали только Петипа. Об авторской задумке Чайковского практически забыли.
И совершенно напрасно, считает режиссер красноярского балета «Лебединое озеро», главный режиссер Новокузнецкого драматического театра Андрей Черпин. Ведь Петр Ильич задумывал балет как драматическое произведение, отразил в нем свои эстетические взгляды на музыку.
– Вся драматургия спектакля заложена в музыкальной ткани Чайковского, – считает Андрей Черпин. – И когда мы говорим о первой редакции спектакля, прежде всего имеем в виду музыку. Начиная со второй постановки в 1895 году, лебеди интерпретировались как заколдованные девушки, тоскующие по земле. Это не так в самой музыке Чайковского. Композитор считал, что лебеди принадлежат миру счастья, свободы и радости. Все лебединые танцы он написал в мажорной тональности.
Модерн вместо романтизма
Когда была написана музыка к балету «Лебединое озеро», заканчивалась эпоха романтизма. А, как вспоминают современники Петра Чайковского, великий композитор соотносил себя со светлым романтизмом веры и надежды, но еще и – бури и натиска. В нем жила вера в то, что, соприкоснувшись с силами природы, где царят красота, истина, ясность, человек может изменить самого себя и окружающую жизнь. И несмотря на то что Чайковский писал свою музыку, когда романтизм переживал тяжелый кризис, композитор сохранил эти светлые и радостные интонации.
– Лебеди – очень гармоничные существа, живущие в прекрасном мире, а вовсе не заколдованные девушки, находящиеся в плену у злого волшебника и стремящиеся во что бы то ни стало вернуться в земную жизнь. Этот акцент принципиальный, – считает режиссер балета. – Направленность второй редакции Петипа и Иванова можно объяснить тем, что уже наступала эпоха модерна, все представало в мрачном свете, была востребована красота смерти, одиночества и обреченности. Это очень отличается от романтических порывов Петра Ильича Чайковского. И в нашей постановке мы старались обратиться к душе, к смыслу, содержанию, которое было заложено самим композитором. На мой взгляд, Чайковский сумел в этой музыке осмыслить в целом эпоху романтизма во всей ее противоречивости.
Гимн свободе
Именно так красноярские постановщики называют свою интерпретацию «Лебединого озера». И все благодаря характеру Одетты – царицы лебедей. Такой задумал ее Петр Чайковский – дочерью сказочной феи и земного царя, принадлежащей миру свободных стихий. Она вольна в своих поступках, потому, полюбив земного человека, понимает обреченность и трагичность этого чувства. Она – символ свободы: свободы поступков, любви и выбора.
Именно такой она и предстанет перед красноярскими зрителями. Впрочем, как обещают постановщики, будут и другие интересные находки, которые, может быть, удивят публику. Партии Одетты и Одилии исполнят разные балерины (как и написано в партитуре Чайковского). А белое адажио – без кордебалета. Потому что не может интимный дуэт Одетты и Принца происходить в присутствии других лебедей. Петр Чайковский в свое время писал: «Если дуэт происходит в окружении лебедей, это то же самое, что заниматься этим на площади». Кроме того, в красноярской постановке появляется новый персонаж – Сова. Это вселенское Зло, колдунья, которая преследует Одетту, желая погубить в ее лице Добро.
– В хореографии художественным руководителем Красноярского государственного театра оперы и балета Сергеем Бобровым использованы элементы пантомимы, которых в современном балете нет, – рассказывает Андрей Черпин. – Красноярское «Лебединое озеро» – это ретро, которое сегодня так востребовано зрителем.
В стиле ретро
Не только постановочные элементы, но и сценография обещает перенести зрителя в XIX век. Воссоздавая первую редакцию балета «Лебединое озеро», постановщики обратились к сценографии спектакля 1877 года. Центральным элементом станет копия картины, которую для первой постановки балета написал художник Карл Вальц. Она будет инсталлирована в сценическое пространство.
По задумке известного австрийского театрального художника, профессора Гаагской академии художеств Хартмута Шоргхофера, который работал над сценографией красноярского спектакля, полотно картины, размером восемь на семь метров, написанное в мастерских театра и оправленное в багетную раму, условно разделит сцену на два мира – земной и сказочный. Огромные зеркала позволят зрителю видеть действие, происходящее за картиной, то есть в сказочном мире озерной феи. Видеопроекция бушующей водной стихии и бьющих в исступлении крыльями лебедей в одной из восьмиметровых башен – отражение внешней борьбы Добра со Злом и внутренней борьбы главных персонажей со своими чувствами – также одна из новаторских идей визуализации, которая помогает создать соответствующий антураж и настроение.
И, наконец, работа всего творческого коллектива театра оперы и балета – необычные костюмы. В них гармонично сплелись винтажный и ультрасовременный стили с историческими мотивами. Здесь и шедевры из бархата и кружева, настоящих птичьих перьев и стразов. Такое впечатление, что рождаются они здесь и сейчас, а не отшиваются по готовым эскизам.
Алена ДАВЫДОВА
"Наш Красноярский край", 07.10.14 г.