Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

08.10.2014

В Красноярске представили «Лебединое озеро» без лебедей

Международный форум «Балет XXI век» стартовал премьерой новой версии знаменитого балета Чайковского

В Красноярске открылся III Международный форум «Балет XXI век». В первый его день состоялась премьера «Лебединого озера» Чайковского в версии художественного руководителя балетной труппы Красноярского театра оперы и балета Сергея Боброва.

"Лебединое озеро"По словам хореографа, для него важнее всего было «восстановить логику партитуры Чайковского» ― в ставшей классической версии Петипа-Иванова номера скомпонованы иначе, чем у Петра Ильича. Однако перенести сочинение Чайковского на сцену полностью невозможно: оно длится более четырех часов. Поэтому Бобров взял избранные его фрагменты.

Любителям классической редакции перемены в последовательности музыкальных номеров наверняка покажутся радикальными. Например, знаменитое черное па-де-де Зигфрида и Одиллии перенесено в первое действие. И принц танцует его не с роковой красавицей, а с резвой поселянкой. А Одиллия на балу покоряет сердце принца исполнением «Русской».

Изменил постановщик и некоторые детали привычного либретто: Одетта и Одиллия ― это две разные девушки, вместо злого волшебника Ротбарта козни строит сова ― альтер-эго матери Зигфрида, подыскивающей ему невесту на свой вкус. Но главная неожиданность заключается в том, что Одетта ― вовсе не лебедь.

― В нашей версии все девушки в лебединой картине ― феи, ― отметил Сергей Бобров в разговоре с «Известиями». ― Им хорошо с этими крыльями: у Чайковского там мажорная музыка. Но приходит земной человек, нарушает гармонию, и это приводит к гибели героев.

И Одетта, и Зигфрид в конце постановки умирают. А завершается спектакль проекцией портрета сокрушающейся матери-совы. Всевозможные компьютерные эффекты ― важная часть сценографии (художники-постановщики Хартмурт Шоргхофер и Сергей Бобров), тем более что декорации на протяжении всего балета остаются неизменными.

Центральный элемент убранства сцены ― огромное полотно, созданное по эскизу Карла Вальца к первой постановке «Лебединого...» в Большом театре в 1877 году. Полотно иногда выполняет функцию экрана, иногда выступает частью интерьера замка. Его мрачный колорит оттеняют пестрые костюмы: художники-постановщики не поскупились на краски, стразы и пайетки.

Любовь к новшествам не помешала Сергею Боброву включить в постановку лебединые сцены Льва Иванова. Кордебалет отличился образцово выстроенными линиями, в том время как приглашенные из Софийского театра оперы и балета солисты (Зигфрид ― Цецо Иванов, Одетта ― Марта Петкова) не блеснули высоким мастерством, хотя и провели спектакль довольно ровно. А самой яркой солисткой оказалась Маргарита Носик из Красноярского театра, исполнившая партию Совы.

Центральное событие форума ― конкурс «Гран-при Сибири», который в этом году впервые проходит в статусе международного. Несмотря на непростую политическую ситуацию, среди членов судейской коллегии и конкурсантов много иностранных гостей. Кроме  стран СНГ ― Казахстана, Кыргызстана, Украины, своих участников прислали Эстония, Италия, Болгария, Германия, Япония и Турция.

Отчасти повышенный интерес к состязанию связан с председателем жюри ― народным артистом СССР Юрием Григоровичем. Но на сей раз до Красноярска Юрий Николаевич не доехал ― не смог оторваться от возобновления балета «Легенда о любви», премьера которого состоится в Большом  23 октября. В итоге «за старшего» в жюри остался народный артист СССР, художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев.

Помимо конкурса в рамках форума проходит еще целый ряд мероприятий. Театральный музей им. Бахрушина привез в этом году сразу четыре выставки. Все они так или иначе рассказывают о «Лебедином озере». Основными экспонатами являются копии уникальных фотографий, афиш и эскизов, связанных с богатой историей постановок этого балета.

На представленных фото в залах Красноярского музейного центра и Музея художника Б. Ряузова можно увидеть выдающихся исполнителей ― Павлову, Мордкина, Уланову, Иордан, Мессерера, Дудинскую, Бовт, Годунова, Плисецкую, Фадеечева и других. Снимки эти красивы и выразительны. Тем не менее, энергетики выставкам не достает: печать копий на современных материалах бесследно уничтожила фактуру винтажных фотографий, а репродукции художественных эскизов выглядят плоско и не производят должного впечатления.

Форум продлится до 9 октября.

Ольга ЗАВЬЯЛОВА
"Известия", 08.10.2014 г.