Цветовая схема:
Популярный музыкальный фестиваль "Парад звёзд в Оперном" открылся нынче новым прочтением (уже четвёртым по счёту за всю историю Красноярского театра оперы и балета) "Евгения Онегина" Петра Чайковского.
Это, конечно, не случайно. Ведь титульная партия-роль в этом бессмертном творении Петра Ильича – одна из первых крупных работ Дмитрия Хворостовского. Иногда его даже называли лучшим Онегиным XXI века. Поэтому фестиваль, посвящённый памяти певца, нужно было открывать этим произведением.
Но делать это требовалось обязательно по-новому, чтобы оказаться достойными наследниками Дмитрия Хворостовского! Вот почему постановка режиссёра Неэме Кунингаса, а также художников Эрвина Ыунапуу и Анны Контек существенно отличается от ранее известных нам красноярских сценических воплощений "Евгения Онегина".
Мне именно она представляется наиболее гармоничной и целостной. Хотя многих зрителей разочаровала предельно лаконичная сценография. Но этот минимализм, на мой взгляд, в полной мере компенсируется яркой цветовой гаммой костюмов, изобретательной световой партитурой, эффектной подачей массовых сцен.
Особая благодарность – хореографу Юлиане Малхасянц, добившейся пластичности и полной эмоциональной отдачи не только от артистов балета, но и от певцов-солистов, хора. Хорошая режиссёрская находка – садовые качели, ставшие лейтмотивом всего спектакля.
Их присутствие можно объяснять по-разному. В одних сценах они символизируют юношескую беспечность и мечты о счастье. В других – крушение надежд на это самое счастье. Очень убедительна трактовка заключительного дуэта: Онегин в знак любви показывает Татьяне её письмо, которое хранил несколько лет. А она, приняв решение отречься от глубокого чувства, сама уничтожает трепетное девичье послание.
Новый спектакль подкупает и достаточно высоким уровнем музыкальной культуры, который обеспечивают дирижёры Александр Косинский и Саша Мякиля (Финляндия). Своей же визитной карточкой наш театр сегодня вполне может считать работу Александра Михалёва в партии Онегина. Он в равной степени хорош и как певец, и как актёр, демонстрируя далеко не провинциальный исполнительский уровень.
Очень перспективен и другой красноярский Онегин – только что пришедший в театр выпускник института искусств, лауреат первой премии последнего вокального конкурса имени П. И. Словцова Севастьян Мартынюк. О чём ему следует позаботиться, так это о приобретении сценической галантности. Впрочем, и сам Дмитрий Александрович Хворостовский не сразу стал тем великолепным Онегиным, каким узнал его весь мир.
Среди солистов красноярской оперы, выходивших на сцену 3 и 4 февраля, особенно выделились также Ксения Хованова (Татьяна), Евгений Севастьянов (Гремин) и Борис Сабиров (французский гувернёр Трике). В премьерных показах приняли участие и гастролёры.
Правда, Анастасия Лепешинская (Ольга) училась пению и начинала свою оперную карьеру в Красноярске. Теперь она работает в столице (в театре "Новая опера"), но очень украсила спектакль своим вокальным мастерством и обаянием.
Уже второй раз приехал в наш город для исполнения партии Ленского литовский тенор Томас Павилионис. Его пение, искренность и огненный темперамент публика встретила с энтузиазмом.
Заслуженный успех выпал и на долю приехавшей к нам из Австрии Евгении Душиной, создавшей поэтичный образ Татьяны. Она прекрасно обучена пению, разумно расходует свой небольшой, но тёплый и красивый голос, очень трогательна на сцене.
Итак, спектакль удался. Мне близка позиция Неэме Кунингаса, отвергающего постановочное трюкачество, скандальные эксперименты, не стремящегося к эпатажу. Его творческое кредо – "если удивлять, то честностью по отношению к автору, персонажам, эпохе", и в полной мере этот принцип воплотился в четвёртой красноярской сценической версии "Евгения Онегина".
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 14.02.2018 г.