Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

11.11.1998

"Кармен" в борьбе за выживание

Безденежье, экономическое безвременье поставили театры на грань выживания. Пожалуй, в наибольшей степени коснулось это театра оперы и балета, чьи спектакли, даже просто по природе жанра, всегда дорогие. Представим себе хотя бы, сколько костюмов надо сшить для солистов, хора, балета. Поэтому каждая новая работа становится архиважным и многотрудным событием. Отнесемся же с пониманием и уважением к новой премьере - "Кармен" Бизе - одной из самых любимых широкой публикой опер.

Режиссер С. Улитенко, художники Е. Родионова и А. Молибог, хормейстер Н. Буш пошли по пути частичного возобновления постановки 1988 года. Грех было не воспользоваться имеющимися костюмами, элементами сценического оформления. Но вряд ли оказалось бы уместным полностью (заведомо формально!) воспроизводить внешний рисунок некода интересного, но канувшего в Лету решения Б. Рябикина. Тогда оно выражало его собственную режиссерскую концепцию - пусть и небесспорную. Можно с искренним сочувствием к театру сказать, что сегодняшнее зрелище - это результат вынужденного художественного "секвестра".

Четвертое столетие на подмостках идет борьба двух тенденций: музыкального театра как вечно ускользающего идеала для художнических устремлений к органичному сплаву музыкальной драматургии, сценического действия, вокальной выразительности и костюмированного концерта, в котором внешние аксессуары лишь помогают зрителям довообразить действие, косвенно отраженное в пении персонажей. Бывали и в нашем театре постановки, с разной мера успеха тяготевшие к идеалу музыкального театра. Это "Борис Годунов", "Аида", "Травиата", "Горе от ума", "Хованщина", "Тоска", "Отелло"...

Сегодняшняя "Кармен" (если говорить о главных исполнителях) честно и бесхитростно поставлена в традициях костюмированного концерта. О. Ран не тщится найти особую пластическую, танцевальную характеристику юной, темпераментной, покоряющей красавицы Кармен, психологически взаимодействовать с окружающими. Знаменитые песни поданы как самостоятельные номера. Показалось, что актрисе ближе трагическая, драматическая часть роли. Почти таким же образом ведут свои партии Г. Назаров (Хозе) и Л. Марзоева (Микаэла). Отлично владеющие своими голосами, они знают их лучшие стороны и поют "вообще красиво", а результат получается обобщенно выразительным.

Постановщики искренне поверили в безграничные возможности музыки Бизе, в ее способность заражать аудиторию чувствами, побуждать ее к душевному отклику на драматические коллизии и переживания - стоит лишь минимальными средствами намекнуть на условия, события и поступки героев. И они не ошиблись. Творение Бизе даже в таком "секвестированном" сценическом варианте делает свое дело. Зал реагирует непосредственно и эмоционально.

Нет сомнений, что театр не хуже нас, зрителей, понимает меру приблизительности решения, из которого практически исключен такой компонент, как профессиональный танец, значительная нагрузка ложится на необученных детей - хористов и статистов, а бурная, инициативная "игра" отдельных участников массовых сцен контрастно подчеркивает актерский аскетизм главных исполнителей. Может быть, именно ради следования избранной модели дирижер А. Чепурной подошел к истолкованию музыки несколько деловито-формально?

Жизнь агрессивно продиктовала свои условия. Театр делает отчаянные усилия, чтобы на своем фронте им противостоять. У военных и политиков при планировании операций используется понятие "приемлемый ущерб". На мой взгляд, сегодняшняя постановка осталась в пределах этого поля. Она сохраняет способность нести людям радость и дает юному поколению возможность познакомиться с шедевром оперной классики на ничем не заменимом живом спектакле.

"Спорт и культура", 11 ноября 1998 г.