Цветовая схема:
21 ноября ценители оперного искусства встретились с возобновленным вариантом оперы "Кармен" Жоржа Бизе.
Уже более ста лет шедевр Жоржа Бизе поражает слушателей трагедийным накалом, проникновенной лирикой, поэтичными звуковыми пейзажами, колоритными народно-жанровымм сценами. И тем удивительнее кажется провал премьеры "Кармен" в марте 1875 года на сцене парижской Комической оперы. В то время критики нападали на Бизе, возмущаясь "безнравственностью" сюжета и неясностью музыкального языка. Сегодня последнее творение великого композитора идет на многих сценах мира.
Вернулась "Кармен" и на сцену Красноярского театра оперы и балета. Восстанавливали спектакль музыкальный руководитель и дирижер постановки Анатолий Чепурной, хормейстер Наталия Буш, режиссер Станислав Улитенко.
С самого начала зрители были заинтригованы: что же там, за огненно-зловещим занавесом? Медленно загорается свет на сцене, занавес словно тает у вас на глазах, открывая место действия. Декорации и свет условны, но прекрасно помогают музыке и артистам создать у зрителей ощущение, что они видят испанский город Севилью, горы, таверну, корриду.
Весьма неоднозначен образ Кармен. Если в первом действии Кармен в исполнении Ольги Ран - гордая, неприступная и непредсказуемая, то ближе к финалу Кармен усталая и разочарованная. Она становится прежней, только соединив свою судьбу с Эскамильо (народный артист России Владимир Ефимов) - это понимаешь, увидев Кармен, сияющую красотой, в белом платье, рядом с бесстрашным тореадором.
Хозе (народный артист Туркменистана Гурт Назаров) слишком уж мягкотел. Безуспешно пытается он действовать, а обстоятельства ломают его. В сцене встречи с Цунигом Хозе в порыве ревности обнажает оружие против своего начальника, нарушает воинскую присягу, а в результате вынужден остаться с Кармен и уйти с ней в горы. И потом Хозе так же пришлось уйти с Микаэлой.
И вот последнее, четвертое действие - встреча Кармен с Хозе. Близится трагическая развязка этой любовной истории. Но вышла не трагедия, а мелодрама: Кармен как-то нерешительно отстаивала свои права любить кого захочет, а Хозе, чтобы не нарушать данное слово, вынужденно ее, такую красивую и невинную в белом платье, убил. И почему-то никаких эмоций не вызывает ни Кармен, ни Хозе. Кроме сожаления о потерянном времени.
Воплощение "Кармен" на сцене - это всегда экзамен для труппы на мастерство и творческую зрелость. Экзамен сдан. На какую оценку - решать зрителям.
"Городские новости" №89, 24 ноября 1998 г.