Цветовая схема:
После многолетнего забвения опера "Кармен" Жоржа Бизе вновь на сцене Красноярского театра оперы и балета. Музыкальный руководитель постановки и дирижер Анатолий Чепурной.
Зал был полон. Некоторых зрителей пришлось усаживать на дополнительные стулья, рискуя навлечь гнев строгих пожарных, но это замечательно, когда зал переполнен... вроде бы всех разместили и не вышли из рамок противопожарных правил. Меня порадовало, что красноярцы нашли в своих не слишком-то толстых кошельках деньги на театральные билеты и поспешили запечатлеть этот исторический факт (возрождение оперы) в своем сознании.
Да и фамилии ведущих солистов театра тоже привлекли внимание меломанов. Например, заглавную партию пела в первый вечер Ольга Ран: ее Кармен - зажигательная страстная красавица, непокорная и своенравная. Любимец красноярской публики Владимир Ефимов предстал в образ тореадора Эскамильо. Гурт Назаров превратился на какое-то время в сержанта Хозе, а Лариса Марзоева была его невестой - скромной Микаэлой. В день премьеры чувствовалось: все занятые в спектакле были в ударе, но, тем не менее, на сверкающем небосклоне особой звездочкой блистала Кармен. И хотя большинству сидевших в зале, конечно же, до мелочей были известны перипетии новеллы Проспера Мериме, которая легла в основу либретто, все затаив дыхание следили за тем, как разворачиваются события, что будет с главной героиней, хотя каждый знал: дело хэппиэндом не закончится. Каждый переживал происходящее по-своему.
Я, например, была настолько поглощена событиями на сцене, что иногда мне казалось (все-таки у фантазии великая сила), будто я одна из тех испанок в яркой пестрой толпе в Севилье. Правда, этот полет тут же буднично прервался шуршаньем фантиков: мои соседи, видимо, тоже забылись, что они в театре, а не на улице, и, причмокивая, поглощали сладости. Но вот конфетный аккомпанимент прекратился, и меня снова подхватила музыка Бизе... Я вместе с Кармен и ее друзьями в таверне Лильяс Пастья, а чуть позже - в лагере контрабандистов, потом - на корриде... Однако и тут меня с небес на землю спустила какая-то малышка, которую бабуля в воспитательных целях безжалостно привела на оперу из четырех действий, да еще вечером. Четырехлетней девчушке было не до испанских страстей, она все не унималась: "Бабушка, а почему занавески долго не открываются? Бабуля, а чо музыка так долго играет?.." Бабушка объясняла, "чо к чему".
Но, несмотря на эти издержки, спектакль шел своим чередом и удался, и поднял всем настроение, подтвердив тем самым: сибирский зритель - настоящий ценитель музыкального гения Бизе, потому что, в отличие от парижских снобов, которые в 1875 году освистали прекрасную "Кармен" на сцене столичной Комической оперы", красноярцы после спектакля стоя приветствовали артистов и музыкантов долгими аплодисментами.
"Аргументы и факты", декабрь 1998 г.