Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

06.02.2023

Кто боится Синюю Бороду

В Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера оперы-буффа Оффенбаха

«Синяя Борода» – эта сказка Шарля Перро знакома всем сызмальства, и потому зрительский интерес к тому, как такой мрачный сюжет воплощен в игривом жанре, обеспечен априори. Композитор Жак Оффенбах решил эту проблему просто – сместив акценты:  благодаря алхимику Пополани жены Синей Бороды лишь усыплены. В нужный момент они пробуждаются, разоблачают муженька-ловеласа, и в конце любовь торжествует. Премьера прошла с огромным успехом в парижском Театре Варьете в 1866 году, и критики сразу объявили, что это самое удачное либретто из всех оперетт Оффенбаха. Даже странно, что впоследствии она оказалась на периферии режиссерского внимания.

«Синяя Борода»В Красноярске эта история обросла множеством подробностей, актуальных для  сегодняшнего дня. Новое либретто, заказанное Ольге Ершовой, включило и фрагменты прежних русскоязычных версий – Евгении Гальпериной и Юрия Димитрина, – да и инициатор постановки, режиссер Сергей Новиков, тоже приложил руку. Рыцари и короли остались в прошлом, все теперь разворачивается в мире шоу-бизнеса: господин Синяя Борода оказывается магнатом, владельцем крупной киностудии, конкурирующей с концерном «Бобеш». Интрига разворачивается в двух направлениях. Булотта, очередная невеста Синей Бороды, сумела внушить ему страсть. В оригинальном либретто муж приревновал ее к бывшему поклоннику, Дафнису, оказавшемуся принцем Сафиром. Теперь же ревность лишь предлог, чтобы жениться на дочери Бобеша, Флеретте, и поглотить конкурента. Для этого Синяя Борода не останавливается даже перед убийством Сафира, жениха Флеретты, правда, потом выясняется, что он лишь упал в обморок, и все заканчивается хеппи-эндом.

Для Сергея Новикова сюжет также срифмовался с культовым фильмом «Красотка» (с Ричардом Гиром и Джулией Робертс) – уже афиша воспроизводит знаменитый постер 1990 года. Костюмы Булотты также стали репликой к фильму – высокие сапоги, шорты в обтяжку, блондинистый паричок, а затем платьице в горошек (художник по костюмам и сценограф Мария Высотская). Некоторые ситуации по ходу спектакля повторяют эпизоды «Красотки», когда, например, герои оказываются в гостях у Бобеша, где Синяя Борода цинично рассказывает, где «подобрал» свою новую жену (по аналогии со сценой на скачках из фильма). И, конечно, главная идея – о силе любви, способной «улучшить»,  «переродить» самого отъявленного циника и негодяя.

В общем, Оффенбах вряд ли бы узнал свое детище, но вот парадокс. В то время как критики ломают копья и перья насчет «режоперы» и произвола постановщиков, посягающих  на либретто и замысел автора, в отношении оперетты редакции, купюры, перестановки являются общепринятой практикой. Благодаря этому удалось создать мелодраму с понятными перипетиями и большой долей злободневного юмора. К примеру, на киностудии Синей Бороды якобы снимает свой фильм «Летучий корабль» Алексей Учитель, которого со сцены приветствует массовка (он присутствовал на премьере), вышедшая в реальных костюмах из этой картины. А в финале, когда Булотта вновь возвращается к Синей Бороде, она произносит знаменитую фразу из «Иронии судьбы»: «Вы считаете меня легкомысленной?» «Время покажет», – кидает ей реплику Клементина, жена Бобеша. И публика немедленно отреагировала на оммаж в сторону культовой комедии. Вообще, тут разбросано немало самых разных «цитат» из фильмов (еще считалась «реплика», когда Сафир приходит знакомиться к Бобешу и начинает кланяться с реверансами, точь-в-точь как Джигарханян в образе купца в «Собаке на сене»). Так что Сергей Новиков всласть поностальгировал о хорошем кино и создал своего рода интеллектуальный квест.

«Синяя Борода»В итоге получилась симпатичная вещица, дающая зрителям возможность и посмеяться, и проявить эмпатию, а еще – патриотизм. Ведь все исполнители – оркестр, хор, певцы, дирижер Александр Юдасин – из Красноярского театра оперы и балета, причем в премьерных показах участвовало два состава. В первый день Синюю Бороду пел Денис Гречишкин, обладатель звонкого баритона и отличной дикции, что в легком жанре крайне важно. Ведь оперные певцы не всегда в состоянии внятно произносить драматический текст, а тут на диалогах держится весь спектакль. И Денис идеально вжился в образ «распальцованного» самодура, в котором постепенно «проступают» человеческие черты. Попала в типаж и Виктория Кангина: ее Булотта – настоящее дитя улицы, обаятельная и очень живая. С юмором провел свою роль Эдвард Арутюнян (Сафир), освоив новое для себя характерное амплуа; «серым кардиналом» с несколько пафосной подачей диалогов предстал Пополани в трактовке Олега Алексеева, а Екатерина Кочетова (Клементина) и Евгений Балданов (Бобеш) убедительно разыграли семейные разборки – такого рода перепалки можно частенько наблюдать и в реальной жизни. И в целом весь ансамбль солистов был на своем месте: пусть у кого-то еще «хромает» дикция, но очевидно, что спектакль станет репертуарным, будет пользоваться популярностью, и солисты и хор «отлакируют» свои партии до блеска.

Тем более что премьера выпускалась в экстремальных условиях – параллельно с постановкой «Опричника» Чайковского, показанной на неделю раньше. Обе работы театр смог подготовить за 23 дня – действительно творческий подвиг, показавший невероятный потенциал и труппы, и цехов, и умение руководства правильно распределить задачи.

Поздравляя участников премьеры, губернатор Красноярского края Александр Усс не скрывал восхищения: «Три премьеры в течение сезона – это ударный почин, как в социалистической пятилетке. Я не эксперт, и мое мнение не очень объективно, но “Синяя Борода” мне понравилась больше всех, поскольку здесь никто не умирает и никого не убивают. Тут главенствуют оптимизм, созидание, и женщина раскрывает свою истинную роль. Она побеждает и изменяет мир к лучшему. Спасибо вам за многоцветие ваших талантов и за разнообразие тех премьер, которые с вашей помощью состоялись». А Алексей Учитель, отметив актерский талант труппы и качество танцевальных номеров, тут же пригласил на актерские пробы, чтобы «продолжить карьеры в кинематографе».

Евгения КРИВИЦКАЯ
"Музыкальная жизнь", 06.02.2023