Цветовая схема:
"Травиата" впервые вошла в репертуар Красноярского театра оперы и балета в 1982 году. И теперь, на пороге своего сорокалетия, творческий коллектив представил на суд зрителей уже четвёртую сценическую версию популярнейшей оперы Джузеппе Верди.
Режиссёр Надежда Столбова, как всегда, стремилась создать спектакль с "лица необщим выраженьем", сконцентрировать внимание на переживаниях героев. На сей раз с этой целью она (вместе с художником Верой Мартыновой) остановила свой выбор на максимально аскетичном сценическом пространстве.
Я поняла замысел постановщика. Груды мусора и разбросанная повсюду убогая мебель являются отражением "внутренней жизни Виолетты", а также морального уродства её окружения. В финальной сцене вся эта грязь исчезает, символизируя нравственное очищение героини. Однако разве оно не наступило гораздо раньше, когда куртизанка, отказавшись от прежней жизни, обрела счастье с Альфредом?
Мне кажется, что оформление спектакля не согласуется с простой для восприятия, прекрасной, предельно искренней музыкой Верди. Оно подошло бы для какой-либо экспрессионистской оперы, но не для "Травиаты".
Да и текст произведения, где неоднократно упоминается роскошь, окружавшая Виолетту, явно сопротивляется предложенному видеоряду. Когда начинается первая картина, сразу возникает ряд вопросов. Как покровительствующий Виолетте богач барон может мириться с полнейшей разрухой, царящей в её доме? Как не брезгуют ужасающим состоянием жилища Виолетты многочисленные гости и она сама?
К числу положительных моментов могу отнести воплощение нескольких массовых сцен и большую работу, проведённую с исполнителями центральных ролей. Правда, вызывает неприятие сцена, в которой Альфред, из-за ревности впавший в истерику, швыряет Виолетте деньги "за любовь". Созерцая происходящее, чувствуешь, что ещё немного и этот отпрыск благородного семейства Жермонов начнёт колотить и топтать бедняжку.
Москвич Дмитрий Волосников – ныне приглашённый главный дирижёр Красноярского оперного театра – пользуется в нашем городе заслуженной репутацией Профессионала с большой буквы, отличного музыканта, трепетно относящегося к авторскому тексту. И на подготовку нового спектакля, несомненно, им затрачены немалые усилия. Нет претензий к хору (за что следует поблагодарить и главного хормейстера театра Дмитрия Ходоша), к оркестру и большинству солистов, к качеству исполнения ансамблей.
Но вместе с тем многое в новой работе Д. Волосникова настораживает. Зачем потребовалось вступать в соавторство с великим итальянским композитором? К чему коррективы, которым подверглась инструментовка? В этой опере оркестр Верди и без них достаточно тонок и прозрачен.
Удивило и расстроило также то, что ни в одном из премьерных показов "Травиаты" маэстро не выпустил на сцену в партии Жоржа Жермона обладателя бархатного баритона Александра Михалёва, которому среди нынешних красноярских Жермонов нет равных по части владения итальянской кантиленой (напевностью). Около двух лет назад А. Михалёв во время мастер-класса народной артистки СССР, солистки Большого театра Маквалы Касрашвили, вызвал неподдельный восторг этой выдающейся певицы своим исполнением знаменитой арии Жермона. И с тех пор качество его пения нисколько не ухудшилось. Утверждаю это как завсегдатай нашего оперного театра.
Судя по рекламе, предшествовавшей премьере, и по программке, к участию в новой постановке "Травиаты" привлечён тройной состав исполнителей центральных ролей. С 8 по 10 июня перед публикой предстали все три Виолетты, два Альфреда и два Жоржа Жермона.
Особенно тонкое прочтение образа героини оперы показала и как певица, и как актриса опытная Вера Баранова, находящаяся в отличной профессиональной форме. Также очень выразительны в музыкальном и сценическом отношениях молодые одарённые солистки: Инна Сподина, работающая в красноярской труппе, и Екатерина Миронычева из московского театра "Новая опера".
Образ пылкого Альфреда наиболее ярко воплотил Сергей Осовин. Добротная вокальная школа помогла ему два вечера подряд петь далеко не простую вокальную партию. Причём во второй вечер в его голосе не только не чувствовалось никакой усталости, а наоборот, он звучал ещё лучше. С. Осовин вызывает симпатию и своей естественностью.
Уже неоднократно доводилось писать о том, что природа щедро одарила тенора Евгения Мизина: красивый голос, выигрышная внешность, стать, обаяние. Он явно знает себе цену. В любом спектакле держится очень уверенно. Но не мешало бы Евгению обратить большее внимание на качество пения. Такие дефекты, как форсированный звук, недостаточная гибкость голоса, крикливые верхние ноты, особенно ощущаются при исполнении итальянского репертуара. Партия Альфреда лишний раз подтверждает это.
Андрею Силенко и Алексею Бочарову доверена партия отца Альфреда, сначала наносящего удар счастью юноши, а потом пытающегося загладить свою вину перед ним и Виолеттой. Они добросовестно выполняют все указания дирижёра и режиссёра. Оба наделены большими красивыми голосами. Но петь в дни премьеры им было явно трудно. Особенно упоминавшуюся уже ранее арию Жоржа Жермона.
При всей спорности постановки возвращение "Травиаты" в репертуар театра – всё же отрадный факт. Ведь трудно смириться с ситуацией, когда Верди представлен в афише только одним произведением ("Аидой"). Его оперы необходимы не только посетителям театра, но и, конечно, певцам – как путь к совершенствованию.
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 16.06.2016 г.