Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

02.07.2002

Не пропустите настоящую любовь!

9 и 10 июля в Красноярском театре оперы и балета закрывается 24-й сезон премьерным показом оперы Джакомо Пуччини "Богема". Этим же спектаклем откроется следующий, юбилейный сезон театра.

"Богема""Богема", как и любая другая опера, – о любви, но режиссер-постановщик Вячеслав Цюпа сделал к ней подзаголовок "опера-боль". Потому что она о предательстве любви. О том, как ее не сумели распознать и удержать, как не хватило сил и воли, как любовь прошла мимо жизни...

В музыке Пуччини много болевых моментов, говорит режиссер. Она не так поверхностна, как может показаться при чтении верхней строчки либретто в клавире. Взял кусок хлеба, налил стакан воды – это все музыкой оформляется. Но не об этом же опера!

В тексте мы читаем, как четыре шалопая в холодной комнате на чердаке прожигают жизнь... Ну, сделать их бездарными шалопаями – это воля режиссера. Мне больше нравится эта история в биографическом ракурсе. Анри Мюрже в середине XIX века написал "Сцены из жизни Богемы", и в бедном поэте Рудольфо он изобразил себя. В ироничных новеллах Мюрже действовали те же поэты, художники, музыканты, философы и гризетки, каких можно было толпами встретить в Латинском квартале.

В свою очередь, Пуччини во времена учебы в Милане также бедствовал, жил в крошечной каморке, прятался от кредиторов, конфликтовал с квартирохозяином. А когда к нему пришло первое признание и кое-какой материальный достаток, он с товарищами – художниками, артистами и писателями – организовал "Клуб богемы". В общем, ситуация была ему близка и знакома, как, пожалуй, всем поэтам и музыкантам. "Богеме" в России сопутствует полууспех. Ее не разобрать на шлягеры. Если "Травиату" и "Севильского цирюльника" напевают даже мобильные телефоны, то "Богема" захватывает только после второго-третьего прослушивания.

Пуччини был влюблен в свою оперу – пока сочинял, Цюпа влюблен – когда ставит.

"Богема" захлестывает волнами. Четыре акта, наполненные действием, а еще более внутренним переживанием. Там купюру негде сделать, а зрителю нет промежутка для аплодисментов. Объединить акты, пожалуй, не получится. Дело в том, что на каждый акт очень изобретательно меняются декорации. Сценографию и костюмы сделал Виктор Архипов. (Он оформлял "Гамлета", "Хованщину", "Отелло".) Мансарду, на которой живет богема, Архипов задумал воздушным кораблем, "парящим" над Парижем среди птиц. На финал постановщики хотят выпустить живых голубей. Правда, вряд ли это получится раньше будущего сезона.

Голуби взлетят освобожденной душой Мими, поднявшей неудачливых творцов выше планки их скромного таланта, но надорвавшейся...

В период репетиций самая большая сложность была научить актеров прожить и прочувствовать эту историю. Начинали репетировать пять-шесть исполнителей на каждую роль. Ансамбли постоянно перемешивались, пока определились два основных состава. Но имена исполнителей премьеры – это покуда самая строгая тайна.

Сейчас идут сводные репетиции оркестра, солистов и хора, занятого в массовых сценах рождественской ярмарки в Латинском квартале в Париже. Карнавальность соседствует в "Богеме" с горем и нищетой, подлинное чувство и большое искусство – с бытовыми проблемами и малодушным предательством, и эта история – квинтэссенция множества похожих историй из жизни, и, может быть, ей суждено стать нашей подлинной любовью?

Ирина БАХТИНА
"Комок – Смотритель" №26, 2 июля 2002 г.