«Человек умирает, правительства меняются,
но мелодии «Богемы» будут жить».
Ф. Эдисон
«Богема — беспорядочная жизнь людей,
которые считают себя и объявляют себя порядочными»
С. Юрский
«Богема» (1895-1896 гг.) — четвертая по счету из двенадцати написанных Дж. Пуччини опер. К моменту начала работы над оперой Пуччини уже был признан одним из лучших итальянских композиторов своего времени. В феврале 1883 года в переписке с друзьями композитор упомянул о романе А. Мюрже «Сцены из жизни богемы» как о возможном оперном сюжете. Пуччини был увлечен сюжетом, живо напоминавшим ему годы молодости, студенческую жизнь с братьями в миланской мансарде. «Мне попался сюжет, в который я совершенно влюблен. В книге Мюрже я нашел все, что ищу и что люблю»,- писал он. Композитора не смущал «конкурент» в лице Леонкавалло, который к тому времени уже работал над оперой по этому же сюжету. В этом творческом соревновании победил Пуччини. Время показало, что «Богема» Дж. Пуччини затмила оперу, написанную Леонкавалло.
Сценическая история «Богемы» во многом сходна с судьбой «Травиаты» Дж. Верди или «Кармен» Ж. Бизе. Сочинение, покорившее впоследствии сердца миллионов слушателей, было встречено критикой весьма прохладно. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в Турине. Партию Мими исполняла Ч. Феррари, Рудольфа — Д. Горджа. Дирижировал «Богемой» знаменитый А. Тосканини. Великий дирижер отметил в музыке Пуччини «тончайшие движения души». Именно во время совместной работы над этой оперой сложился многолетний творческий союз двух выдающихся музыкантов Дж. Пуччини и А. Тосканини.
Всего через год после премьеры в Турине, в 1897 году «Богема» шла на сцене театра Солодовникова (Московская опера С.И. Мамонтова). Главные партии исполняли лучшие артисты — Н. Забела, А. Секар-Рожанский, Ф. Шаляпин. С тех пор опера не сходит с русской сцены. С февраля 1900 г. «Богема» вошла в репертуар Мариинского театра. В 1911 г. опера была поставлена на сцене Большого Театра Л. Собиновым и с его участием. Постановка «Богемы»(1927 год) принадлежит к числу первых оперных спектаклей, созданных К.С. Станиславским — великим реформатором театра.
Французское слово boheme первоначально означало «цыганщина». Позже этим словом стали обозначать общества неимущих студентов, молодых, почти лишенных средств к существованию литераторов, художников, актеров. Жестокая нужда, голод, поиски хлеба насущного и в то же время презрение к «сытым», их буржуазной морали, беззаботные шутки, проказы — вот атмосфера богемы.