Цветовая схема:
Масштабная опера Александра Чайковского «Ермак» 13 сентября дала официальный старт 42-му творческому сезону Красноярского театра оперы и балета. Основой репертуара в нем останется неувядающая оперная и балетная классика, но найдется весомое место и новым креативным формам.
Мировой премьерой оперы современного композитора Александра Чайковского «Ермак», написанной по заказу театра, в июне с успехом завершился 41-й сезон. В основе сюжета – создание художником Василием Суриковым картины «Покорение Сибири Ермаком» и сами исторические события похода лихого атамана. К работе над красноярским проектом была привлечена постановочная группа столичного уровня. Либретто создал поэт и писатель Дмитрий Макаров. Поставил спектакль художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгий Исаакян, в качестве музыкального руководителя и дирижера был приглашен заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов, оформление выполнил народный художник России Вячеслав Окунев. Мастерские театра создали около 300 костюмов, соответствующих эпохе. В спектакле задействованы более 40 солистов оперы, хор и балетная труппа театра. В результате получилась увлекательная, исторически достоверная и зрелищная музыкальная постановка, которую высоко оценили как публика, так и критики.
Эта большая премьера теперь займет достойное место в репертуаре театра. Другие планы на 42-й сезон были озвучены на традиционном сентябрьском сборе труппы.
– В этом сезоне будет существенно дополнен блок классического репертуара. Мы возобновим оперу Джакомо Пуччини «Богема», планируются премьеры и восстановление жемчужин мировой оперы в концертном исполнении – «Риголетто» и «Бал-маскарад» Джузеппе Верди, «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Ведутся переговоры с Большим театром России о предоставлении декораций и костюмов оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. Уже в сентябре на сцену вернется популярный балет-водевиль о чести и доблести «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова, а завершит сезон в конце июня возрожденный балет «Спартак» в хореографии народного артиста СССР Юрия Григоровича, – рассказала директор театра Светлана Гузий. – При этом мы хотим предложить зрителю и постановки новые, современные, порой на стыке жанров. Современная опера – явление противоречивое. Но театр – это живой организм, и если в репертуаре только классические авторы и оперы, театр превращается в музей. Но мы стремимся к развитию, и в этом сезоне запускаем экспериментальный проект «Искусство в «Квадрате» в стильном лофт-пространстве «Квадрат».
Интерес к этому пространству у публики возник после июньской премьеры оперы-буффа Франсиса Пуленка «Груди Терезия» в постановке художественного руководителя театра Сергея Боброва. В проект «Искусство в «Квадрате» войдут премьеры трех современных опер – «Марево» Кирилла Широкова и Марка Булошникова (постановщик – лауреат конкурса «Нано-опера» Елизавета Корнеева), «Пир во время чумы» Александра Маноцкова, «Ночь в музее, или Завещание магистра» Петра Поспелова. В «Квадрате» же режиссер Мария Тихонова представит детскую премьеру «Питер Пэн» на музыку Андрея Рубцова. Атмосфера лофта, как считает руководство театра, подходит и для классики в новом прочтении. В этом сезоне Сергей Бобров намерен представить в «Квадрате» премьеру малоизвестной оперы-фарса «Богатыри» Александра Бородина с новым либретто.
– Сейчас в театре сформировалась труппа очень высокого, столичного класса – и в опере, и в балете, и в хоре, и в оркестре. Это крепкие, успешно развивающиеся профессионалы, настоящие труженики – что отмечают все приглашенные режиссеры и дирижеры. Нашим артистам по плечу любой, самый сложный репертуар. Когда есть такие ресурсы, было бы неграмотно их не использовать. Постараемся радовать нашу публику – в этом году ее ждет немало интересных событий, – резюмирует Сергей Бобров.
Елена БАРКОВА
«Реноме», №08-09, сентябрь 2019 года