Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

28.12.2001

Щелкунчик превратился в принца

В Красноярском оперном театре состоялась предновогодняя премьера балета Чайковского "Щелкунчик". Хореографы-постановщики – Сергей Бобров и Генрих Майоров. Дирижер – Александр Юдасин. Художник-постановщик – Дмитрий Чербаджи. Художник по свету – Александр Кельганов.

"Щелкунчик"Доброй традицией театра стали яркие, современные премьеры сказок в канун Нового года и Рождества. В прошлом году рождественским подарком для детей и взрослых стал спектакль "Под первой звездой" (по мотивам сказки Андерсена "Девочка со спичками") в постановке главного режиссера театра Вячеслава Цюпы. И вот очередной сюрприз – новая версия балета Чайковского "Щелкунчик".

Сергей Бобров известен красноярской публике новаторскими подходами к хореографии. На сцене оперного театра он создал современные балеты "Царь-рыба", "Дочь Эдипа". Они показали многогранные возможности балетной труппы театра, украсили его репертуар. Обращение Боброва к классике для многих стало неожиданностью. На самом деле хореограф давно вынашивал мысль о создании новой версии балета "Щелкунчик" с привлечением учащихся хореографического училища. Поэтому пригласил для совместной работы коллегу – хореографа Генриха Майорова, поставившего на сцене Большого театра не один балетный спектакль для детей, в том числе знаменитую "Белоснежку и семь гномов".

Балет "Щелкунчик", поставленный на сцене Красноярского оперного 20 лет назад, был в репертуаре театра до конца прошлого сезона. Тем более было с чем сравнивать. Желающих попасть на премьеру оказалось больше, чем билетов в театральной кассе. Да и сама постановка – событие незаурядное, потому что музыка Чайковского необычайно сложна для сценического воплощения. Этим обстоятельством объясняется присутствие на красноярской премьере московских театральных критиков. Их мнение, забегая вперед скажу, было однозначным – новая версия балета являет собой современное осмысление балетной классики и достойна встать в один ряд с лучшими версиями "Щелкунчика".

"Щелкунчик"Мир сказки Гофмана о чудесных перевоплощениях начинается уже с театральной программки. Яркая, привлекательная, хорошо иллюстрированная, она, как детская книжка, приглашает в мир детских грез. В нем царит Добро, Красота и Справедливость. И далее уже шикарные декорации, костюмы, созданные утонченной, причудливой фантазией художника-постановщика Дмитрия Чербаджи, вводят зрителей в чудесный мир, растворяют в прекрасной музыке.

Можно определить жанр премьерного спектакля как пластическую симфоническую сказку. В ее восприятии огромное значение играет свет (художник по свету Александр Кельганов), который создает неповторимую атмосферу, в нем как будто бы отражены оттенки душевных переживаний героев. Маленькая Мари танцует в ореоле света – нежного, мягкого, прозрачного как первый снег. Она мечтает о будущем. И будущее кажется ей прекрасным, как и вечной – любовь. Вдруг яркие оттенки бледнеют, на сцене сгущается сумрак, набегают тени из царства мышей. Но огни вырастающей до неба новогодней елки озаряют мрак. Добро и Красота побеждают.

Все в спектакле взаимосвязано и переплетено. Декорации – стены огромного замка – одновременно и светлые, будто обласканные солнцем, и зловещие, будто нависающие над пропастью скалы. Отражения в причудливых зеркалах уводят от реальности и самих героев, и зрителей. Мир реальный и Зазеркалья условен. Но это лишь подчеркивает противостояние двух начал – Добра и Зла.

Сказочные герои – исполнители танцев во втором действии – в своих костюмах ассоциируются с утонченными, старинными, как будто из сусального золота созданными елочными игрушками. Причудливы танцы, исполняемые в современном стиле с элементами пантомимы, "знаковой" пластики. Сочетание классического балета с современным открывает нам это произведение по-новому.

Танцевать партию Принца на премьеру был приглашен лауреат международного конкурса, заслуженный артист Башкирии Аркадий Зинов. В родном театре в Уфе он танцует более 15 ведущих партий. Партия Принца в "Щелкунчике" – третья в его репертуаре. Зинов талантливо станцевал на красноярской сцене. Сознательно не упоминаю других исполнителей, потому что получится слишком длинный перечень. В спектакле задействована вся балетная труппа и учащиеся х"Щелкунчик"ореографического училища. В каждом "Щелкунчике" мы сможем увидеть несколько составов ведущих исполнителей, в том числе и детских ролей – маленькой Мари (на премьере ее исполнила учащаяся 2-го класса хореографического училища Оля Маланина) и брата Мари – Фрица (ученик 2-го класса Костя Шуков). Это будет интересно и зрителям, и артистам труппы, ведь далеко не каждой балерине и танцовщику доводится станцевать в "Щелкунчике" ведущие партии.

Спектакль, бесспорно, стал прекрасным творческим подарком красноярцам. После "Лебединого озера" (постановщик-хореограф Александр Полубенцев) это вторая обновленная постановка классического балета на нашей сцене. Театр оперы и балета заранее готовится к своему юбилею. В его планах – создать новые версии нескольких спектаклей, которые открыли когда-то репертуар театра. Обновленный "Щелкунчик" – как раз тот спектакль, который сегодня востребован зрителем – как маленьким, так и взрослым. Он актуален, создан для современного зрителя, для которого балет в классическом его представлении не ограничивается хореографией. Это должно быть яркое, зрелищное действо, каким и стала новая версия "Щелкунчика".

Глубоко и содержательно исполнил партитуры Чайковского оркестр под управлением Александра Юдасина. Прекрасная, многим знакомая мелодия финального вальса, адажио волновали сердце. Захотелось вернуться в детство, стать маленькой девочкой, которая наивно под Рождество ожидает чуда у заиндевевшего окна. Но чудеса – они рядом с нами. Пока жива музыка. Пока люди ходят на балет. И кто-то, аккумулируя талант и фантазию, Щелкунчика превращает в Принца.

Наталья САНГАДЖИЕВА
"Красноярский рабочий", 28.12.2001 г.