Цветовая схема:
Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского представил оперу Александра Бородина "Богатыри". Предпремьерный показ состоялся в экспериментальном сценическом пространстве – лофте "Квадрат", расположенном во дворе торгового центра "Квант" на улице Красной армии, 10, корпус 4.
Как и другие постановки новаторского проекта "Искусство в "Квадрате" (а "Богатыри" – часть именно этого проекта), спектакль стал очередным, более уверенным и решительным шагом нашего театра в мир современной оперы.
Этой красноярской постановке была оказана грантовая поддержка Российского фонда культуры. Федеральные средства получены в рамках Всероссийского конкурса по поддержке современной драматургии. По его условиям, на финансовую помощь могли претендовать постановки пьес, которые ранее никогда не ставились, а также специально созданные инсценировки, переводы и адаптации. Таким эксклюзивом явилось либретто, созданное по заказу Красноярского театра оперы и балета молодым поэтом Алексеем Бобровым.
Важно отметить, что лидер красноярской оперы Сергей Бобров последовательно возвращает на современную сцену забытые по той или иной причине оперные и балетные постановки, которые, тем не менее, сыграли важную роль в истории искусства. Так было с первой авторской редакцией балета "Лебединое озеро", которая позволяет отчётливо понять, какие смыслы хотел в этом сочинении выразить сам Пётр Чайковский.
Ещё более актуальным оказалось воскрешение "Кавказского пленника", самой популярной оперы Цезаря Кюи в дореволюционной России. Не менее актуальной оказалась она и сейчас, когда с повсеместной дружбой народов возникли серьёзные проблемы.
И вот команда Боброва решила просветить современного зрителя в очередной раз: оказывается, автор популярнейшего "Князя Игоря" сочинил ещё и пародийную оперу "Богатыри", которая была поставлена лишь дважды и крайне неудачно...
Сначала это произошло в 1867 году на либретто Виктора Крылова, действие разворачивалось в Древней Руси, но острие авторского замысла было направлено на высмеивание зарубежных опер и опереток, против засилья которых на русской сцене выступили отечественные композиторы из так называемой "Могучей кучки". Однако тогдашние зрители не поддержали этого замысла, знакомые и популярные оперные мелодии их вовсе не раздражали, в результате сатирический заряд пролетел мимо.
В 1936 году в Камерном театре Таирова на либретто Демьяна Бедного была поставлена новая редакция "Богатырей". Но тут уже в её судьбу вмешалась власть. Народный комиссар Вячеслав Молотов с возмущением ушёл с премьеры, а потом появилось постановление ЦК, которое разнесло эту работу за попытку очернительства нашей истории и, особенно, светлых образов былинных богатырей.
После этого, кстати, началось более менее талантливое использование нашей истории для патриотического воспитания народа, чего только стоит фильм "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна и роман "Пётр Первый" Алексея Толстого.
Однако белое пятно в истории русского и советского искусства осталось: в самом деле, не мог же композитор-классик сочинить полную ерунду! Не мог, конечно. Только никто не задумывался, что же сам Александр Порфирьевич Бородин хотел сказать этим сочинением.
На мой взгляд, сатирическая потешка Виктора Крылова отозвалась в сердце композитора той сердечной болью, которая мучила его всю жизнь. Сам он был бастардом, незаконным сыном грузинского князя и его крепостной девушки, даже отчество "Порфирьевич" было ему дано не по отцу, а по другому дворовому человеку, с которым его мать сочетали фиктивным браком.
Долгое время он не мог даже поступить в гимназию из-за своего происхождения. Только после того, как молодого Бородина удалось также фиктивно зарегистрировать купцом третьей гильдии (это звание давалось за небольшой личный капитал), он получил шанс не только окончить гимназический курс, но и поступить в университет.
Таким образом, сам Бородин всё время вынужден был вести двойную жизнь, скрывая своё подлинное происхождение, став известным профессором-химиком, при этом занимаясь каждую свободную минуту музыкой. В каком-то смысле вся его жизнь была похожа на фарс, который он вынужден был разыгрывать из-за лживых правил, установленных элитой общества.
Я думаю, что не против сказочных богатырей, а против этой самой "элиты" он и попытался сочинить свой фарс, который, безусловно, содержал в себе отзвук настоящей трагедии. Может быть, совершенно не случайно и сама смерть Бородина произошла в фарсовой атмосфере: на масляной неделе он собрал друзей на маскарадную вечеринку, все нарядились в маски, веселились... и в этот момент у самого Александра Порфирьевича случился сердечный приступ. Его сердце остановилось прямо посередине веселья.
От текстов Демьяна Бедного, сочинённых в 1936 году, в новом либретто не осталось ничего и в тоже же время очень много. Потому что современный поэт Алексей Бобров блестяще освоил сам стиль народного райка (площадного театра), что использовал и Демьян.
Как пояснил мне сам Алексей, новый сюжет со старыми персонажами придумал его отец Сергей Рудольфович Бобров. А современный композитор Алексей Сюмак, следуя по стопам классика Бородина, насытил его сочинение пародиями не только на известные оперы и оперетты, но и на современную музыку разных стилей: от блатных песенок и от патриотического "Дан приказ ему на Запад" – до джазовых композиций Гленна Миллера из "Серенады Солнечной долины".
И всё-таки смысловым центром всей постановки стали поэтические тексты Алексея Боброва, простые и очень мудрые, они буквально врезаются в память и заставляют восторгаться точностью этого поэтического языка:
"Всю страну поднимем быстро
Восхождением своим.
В лапы псевдобогатырства
Мы искусство не дадим!"
Замечательны и многие пародийные моменты, представленные в "Богатырях". Это и карусель с выборами, и замечательный образ богатырши с косой, очень похожей на одну активистку из братской славянской республики. Тонко обрисованы взаимоотношения наших властителей с американским бизнесменом Соловьём.
На мой взгляд, абсолютная узнаваемость себя в том, что происходит на сцене, рождает у зрителей не только смех, но и определённую грусть.
Но не будем о грустном, порадуемся великолепной творческой удаче Сергея Боброва и всей красноярской оперы. Премьерные "Богатыри" открывают зрителям новые смыслы. А что такое "смыслы" в искусстве? Это, как определял философ Михаил Бахтин, – ответы на вопросы.
И эти ответы воплотили на сцене лофта актёры нашего оперного. Как отмечали критики на премьере, в нашей стране нет другой такой оперной труппы, которая бы играла без разделения на звёзд и статистов – в этот вечер на сцене была единая и очень талантливая команда единомышленников.
Ироничный образ американского партнёра русских богатырей представил Михаил Пирогов. С полным погружением в свою роль утончённая Дарья Рябинко представила начальницу женской исправительной колонии и одновременно беспутную княжну Милитрису. Князинька Задира Андрея Колобова настолько узнаваем, что современные мажоры могут брать с него пример. И хороша Зоя Ржеплянская в роли богатырши с украинским акцентом.
Незаурядные актёрские способности продемонстрировал и обычно сдержанный Илья Кривчиков, представляя уголовника-пахана. Приятно удивили актёрской игрой и исполнители образов богатырей Авося и Небося Игорь Петряков и Алексей Соколов.
Впрочем, повторяю, все актёрские удачи в этой постановке просто невозможно перечислить. Это вдохновенная работа, которая, возможно, обеспечит достойное возвращение в нашу жизнь того творческого замысла Александра Порфирьевича Бородина, которая не очень удачно начался в 1867 году, продолжился – в непростом 1936-м и окончательно был понят Сергеем Рудольфовичем Бобровым в наши дни, на берегах Енисея.