Цветовая схема:
В Красноярском театре оперы и балета поставили знаменитую оперу Лео Делиба «Лакме». Это первое полномасштабное воплощение в России этого произведения французского композитора-романтика об Индии XIX века, уживающейся с английскими колонизаторами.
Египетский поход Наполеона на стыке XVIII-XIX веков открыл европейскому искусству восток – тогда на западе стали присматриваться, писать, строить, лепить, говорить с оглядкой и интересом к колонизированным территориям. Началась новая веха европейского искусства – романтический ориентализм. Стремление понять, а точнее вообразить, представить загадочный экзотический Восток охватила архитекторов, живописцев, литераторов и просто не могла обойти стороной композиторов (из наиболее известного – «Искание жемчуга» Бизе и «Аида» Верди).
Опера «Лакме», написанная французским композитором Лео Делибом, пронизана восточным колоритом – действие происходит в конце XIX века в колонизированной Индии, когда многие индусы были вынуждены скрывать свою веру. Лакме (французское звучание индийского имени Лакшми) – дочь верховного жреца храма брахман, борющегося с британскими колонизаторами. Девушка влюбляется в одного из врагов своего отца – британского офицера Джеральда, и эта любовь её в конце концов губит.
Мода на восток не обошла стороной и Российскую империю – в Большом театре опера впервые прозвучала в 1895 году, через 12 лет после ее создания. Несмотря на визуальную красочность и узнаваемость сюжетной линии оперы – «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» – она не прижилась на российской сцене. Спустя столетие, Красноярский театр оперы и балета взялся за полномасштабную постановку «Лакме» на языке оригинала.
Если в оригинальном либретто действие происходит в конце XIX века в британской Индии, то в красноярской постановке его перенесли в наше время. Сочетание индийских традиционных нарядов, современной повседневной одежды и высотных зданий поражает зрителя, как и задумал режиссер постановки. Неожиданное узнавание, спрятанное за маской традиционного спектакля – отличительная черта режиссерского стиля Сергея Новикова.
Сюжет оперы знаком зрителю – два человека, между которыми пропасть культурных различий, влюбляются друг в друга, и эта любовь смертоносна. Однако было бы упрощением и невнимательностью упустить из виду другой смысловой аспект – это история о важности культурного взаимопонимания, бережного отношения, терпимости, об ответственности Запада за «приручение» Востока. Она – Восток, он – Запад.
Постановка «Лакме» – масштабное событие для всех сибиряков, любителей классики. В ней задействованы 3 состава актеров, главные партии исполняет артистка «Геликон-оперы» Анна Гречишкина и солист Михайловского театра Сергей Кузьмин. Для спектакля созданы самые большие декорации за историю театра (художник Мария Высотская) – задумка сценографов погружает нас в атмосферу манящей Индии.
Тепло и восторженно сибиряки встретили эту сложную оперу, и это безусловная заслуга Красноярского театра – они в силах поставить такой многослойный спектакль. Постановка заслуживает быть представленной в Большом театре, а также перед французской и индийской публикой.
Василий МЕЛЬНИК
"Театрал", 14 марта 2022 г.