Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

14.03.2022

Индийский цветок Лакме в Сибири

Лучшую оперу выдающегося французского композитора Лео Делиба «Лакме», почти никто не знает, но музыку из этой оперы слышали, наверное, все. Самый известный фрагмент произведения «Цветочный дуэт» очень часто используется в кино и на ТВ, например, в рекламе. В России до сих пор эту оперу можно было увидеть только в концертном исполнении. Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского первым взялся за полномасштабную постановку.

ЛакмеЛибретто оперы, написанной в 1881 году, на много лет предвосхищает тему любви восточной девушки и человека европейской культуры, которая стала известна всему миру после премьеры знаменитой оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». У Делиба главные герои не японка с американцем, как у Пуччини, а индианка и британец. Лакме (французское звучание индийского имени Лакшми) – дочь верховного жреца храма брахман Нилаканта, борющегося с британскими колонизаторами (когда-то его партию пел великий Федор Шаляпин). Девушка влюбляется в одного из врагов своего отца – британского офицера Джеральда, и эта любовь ее в конце концов губит.

Действие спектакля, который поставили режиссер Сергей Новиков, музыкальный руководитель, дирижер, народный артист России Александр Рудин и хореограф Юлиана Малхасянц перенесено в наше время, но суть конфликта между цивилизациями неизменна. Опера приглашает задуматься о важности взаимопонимания представителей разных культур, об опасности пренебрежительного отношения Запада к Востоку. Произведение, посвященное вечной теме самоотречения во имя любви, рассказывает и об ответственности за свои поступки. Казалось бы, шалость, простое любопытство могут стать началом не забавного приключения, а неразрешимой проблемы.

Режиссер спектакля Сергей Новиков в одном из интервью сказал: «Запад с вопиющей самоуверенностью диктует свои зачастую меркантильные ценности и просто отвергает то, что не способен осознать. Сегодня духовное и животное, высокое и приземленное, культурное и рыночное в больших городах переплелось. Поэтому в сюжете «Лакме» можно услышать отголоски событий, вспыхивающих в наши дни то в одном мегаполисе, то в другом. Наша постановка «Лакме» ставит вопрос о необходимости внимания и бережного отношения друг к другу. Иначе даже людям, которых мы полюбили, можно нанести смертельную обиду».

И действительно, удивительным образом опера позапрошлого века сегодня, когда в больших городах соседствуют представители разных рас, культур и цивилизаций, крайне актуальна. Поразительно, что музыкальная история индианки и англичанина, сочиненная французом в XIX веке, ожила в XXI именно в русской Сибири благодаря усилиям многонационального коллектива российских музыкантов. Главные партии замечательно исполнили приглашенные артисты: солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера», заслуженная артистка России Анна Гречишкина и солист Михайловского театра (Санкт-Петербург) Сергей Кузьмин. Для спектакля созданы самые большие декорации за историю театра (художник Мария Высотская). Премьерные спектакли прошли чрезвычайно успешно и были очень тепло встречены публикой.

Георгий ПЕТРОВСКИЙ
"Литературная газета", 14.03.2022 г.