Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

17.02.2020

Влюблённые в Моцарта

Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского представил современную оперную премьеру "Ночь в музее, или завещание Магистра".

Вновь ценители оперы поднялись по крутой лестнице в один из старых корпусов бывшей фабрики "Квант", что на улице Красной Армии в краевом центре, чтобы принять участие в ещё одном театральном эксперименте. Впрочем, и на этот раз лофт "Квадрат" красноярцев не разочаровал.

Главным "виновником" праздника классической музыки стал известный московский композитор Пётр Поспелов. Впрочем, назвать Петра Глебовича только композитором было бы не совсем верно. Он – ещё и известный музыкальный критик, организатор театрального дела, а самое главное – решительный сторонник авангардных проектов во многих сферах искусства, в том числе в кино.

Поспелов был причастен также к созданию в Большом театре нашумевшей оперы "Дети Розенталя", сам сочинил продолжение музыкальной сказки "Петя и волк", а также известного "Хора жалобщиков". Честь и хвала руководству нашего театра за то, что они решили сотрудничать со столь неординарной творческой личностью.

Проект Петра Поспелова был совершенно неожиданным – создать оперу по сонатам... Моцарта. К этим произведениям великого Амадея у современных музыкантов отношение сложное: кто-то считает их слишком простыми, иные – излишне сложными (правда, некоторые сочинения, – восьмую и четырнадцатую – называют гениальными).

В своё время они были созданы для нового, только что придуманного инструмента – Пианофорте, который только осваивался музыкантами. Со временем его стали называть фортепьяно, в возможностях которого никто уже давно не сомневается.

Но Моцарт-то об этом не знал, он экспериментировал на нём со своими сонатами. И вот наш современник Пётр Поспелов решил продолжить этот поиск, превратив сонаты в вокальные партии.

Я думаю, что великая музыка заслуживала того, чтобы предстать в своём новом качестве. Лёгкая, практически, воздушная, игриво-шутливая, порой явно ироничная, а ещё – очень светлая, солнечная, переполненная энергией вечного движения.

Она буквально намекала на то, чтобы представить её в виде театрального действия. Тем более, что эта музыка настолько яркая и характерная, что в ней легко угадываются даже какие-то конкретные человеческие характеры, сюжеты или интриги.

Думаю, именно это чувствовали создатели либретто "Ночи в музее". Сестра композитора Екатерина Поспелова со своими соавторами Ольгой Прохоровой и Псоем Короленко предположили, что герои сонат Моцарта должны быть возвышенными и в то же время очень приземлёнными. Это должны быть мечтательные и поэтические натуры, но в то же время ироничные, твёрдо стоящие на ногах, умеющие жить здесь и сейчас.

Не буду пересказывать сюжет оперы, но замечу, что все образы стали визуальным воплощением музыки Моцарта, а конкретные перипетии сценической интриги соответствуют затейливой мелодической структуре самих сонат, игривой и весьма неожиданной, даже дерзкой сцепкой отдельных частей этих сочинений.

Музыкальный руководитель Наталья Агеева, пройдя перед зрителями с шутливой табличкой: "Меня здесь нет, это обман зрения!", – стала, тем не менее, главным действующим субъектом всей постановки. Солнечная и неутомимая музыка в её исполнении летела вперёд без устали, подгоняя актёров и зрителей так решительно, что порой захватывало дух.

Впрочем, солисты премьерной постановки и сами выкладывались на полную катушку, спектакль идёт два часа без антракта, нагрузка на четырёх исполнителей – неимоверная. Но все они, безусловно, продемонстрировали виртуозное владение голосом, а самое главное – чувствовалось их огромное желание исполнить музыку Моцарта, как можно лучше.

Любимица красноярских зрителей Дарья Рябинко (Хранительница) сыграла женщину страстную, чуть глуповатую, но решительную и очень цельную натуру. Нежная Зоя Ржеплянская (Экскурсоводка) впечатлила слушателей, особенно в начале, своим ярким и мощным вокалом.

Ну, а брутальный образ Евгения Севастьянова (Охранник) оказался очень узнаваемым, словно вы только что встречались с ним где-нибудь в магазине или на вахте недоступного офиса. Образ Директора создал приглашённый артист – солист московского театра "Новая опера" Ярослав Абаимов. Он справился не только со сложной партией, но и с серьёзным объёмом сценического движения.

Вообще, на сцене лофта актёры чувствуют себя очень свободно, они не просто много перемещаются по площадке, контактирую друг с другом, но и успевают представлять множество "бытовых" картинок: разливают вино, проводят химические реакции, наряжают манекены, бьются в закрытые двери, застилают постель и даже подметают пол.

Благо, что костюмы и декорации (московский сценограф – Алла Шелимова) это позволяют, в отличие от других постановок – на этот раз в "Квадрате" почти не осталось свободного пространства, это действительно музейная экспозиция, в которой каждый из предметов рано или поздно "выстреливает", словно чеховское ружьё. Даже чучело птицы начинает вдруг размахивать крыльями, что в комплексе ещё раз подчёркивает игровую природу музыки Моцарта.

Режиссёр "Ночи в музее" Елизавета Мороз (Москва, Большой театр) буквально фонтанирует идеями, она столько всего придумала, что остаётся только удивляться её таланту и надеяться, что зрители ещё не раз встретятся с её работами на главной сцене красноярской оперы.

Иногда, правда, кажется, что придумано слишком много, что некоторые сцены (особенно, перетаскивание на полиэтилене "тела" охранника) тормозят действие, но, может быть, и в этом есть особый расчёт, когда зритель успевает перевести дух перед... феерическим финалом.

Потому что именно в нём звучит третья часть Alla turca сонаты № 11 (более известная как популярнейший, даже попсовый "Турецкий марш"), она исполняется с таким душевным подъёмом и азартом, что становится окончательно понятно: новую премьеру в нашем театре представили те, кто очень любят великого Моцарта, позволяя нам, зрителям, разделить любовь к этой вечной, жизнерадостной музыке.

Игорь РАК
"Красноярский рабочий", 17.02.2020 г.