Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

10.10.2003

Не тревожьте "Спящую красавицу"

В последнем номере такого престижного издания, как журнал "Балет", есть весьма лестный отзыв московского критика Людмилы Усачевой о нынешнем творческом состоянии красноярской балетной труппы.

В своей статье "Красноярский балет: шаг в будущее" Л. Усачева называет труппу "коллективом ярким, интересным, ищущим". И с этим мнением нельзя не согласиться. Действительно, с приездом в наш город молодого и энергичного московского хореографа Сергея Боброва у его сибирских подопечных явно открылось второе дыхание. Новый главный балетмейстер не скрывает, что задался целью сделать вверенный ему коллектив "выездным". Две последние работы Боброва – "Спящая красавица" и "Дон Кихот" – доказывают, что красноярский балет достоин внимания не только соотечественников, но и зарубежной публики. Но в то же время в них заметна одна несколько настораживающая тенденция. Но обо всем по порядку.

Бесспорно, зарубежные гастроли – это прекрасный стимул для танцовщиков. Если раньше многих выпускников хореографического училища не прельщала перспектива работы в красноярском театре, то теперь они считают за честь быть принятыми именно сюда. Благодаря требовательности руководства, помощи не только своих, но и приглашенных из Большого театра педагогов-репетиторов (среди них и звезда московского балета Нина Семизорова); благодаря здоровой конкуренции, возникшей с приходом в группу солистов "подкрепления" из других городов, "технический прогресс" труппы виден невооруженным глазом.

Значительно подтянулся кордебалет. В обоих премьерных спектаклях множество ярких работ. Самая опытная на сегодняшний день прима-балерина Наталья Хакимова в партии принцессы Авроры подкупает обаянием, внутренней свободой и естественностью танца, красотой и мягкостью движений. Трудно поверить, что юная Анна Оль только что окончила хореографическое училище – настолько уверенно она чувствует себя в очень ответственной партии принцессы Флорины. День ото дня набирает профессионализма Мария Куимова (фея Сирени в "Спящей красавице", Китри и уличная танцовщица в "Дон Кихоте"). Подает большие надежды и выступающая в нескольких ролях в обоих новых спектаклях очаровательная Екатерина Владыкина. Когда видишь на сцене Светлану Додонову, танцующую фею Сирени либо одну из подруг Китри, кажется, что она излучает свет и радость. Талантливая Анастасия Чумакова получила прекрасную подготовку в знаменитом Пермском хореографическом училище, что позволяет ей без видимых усилий исполнять требующие филигранной техники партии Авроры и Китри.

Прибыло и в полку солистов-мужчин. До чего же легок и воздушен Максим Клековкин в партии Голубой птицы ("Спящая красавица")! Весьма перспективным танцовщиком представляется и наделенный великолепными внешними данными Николай Олюнин (принц Дезире в "Спящей красавице" и Базиль в "Дон Кихоте"). Сверхценное приобретение для красноярской балетной труппы – народный артист Башкортостана Аркадий Зинов. Своим отточенным мастерством и элегантностью он напоминает красноярским балетоманам их любимца Василия Полушина и одинаково хорош во всех ролях классического репертуара. Его принц Дезире светел, мечтателен, нежен, а тореадор Эспада аристократичен, исполнен чувства собственной неотразимости. Такой роскошной постановки, как "Спящая красавица", красноярская сцена еще не знала. Оформление изысканно, костюмы сверкают волшебством (художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, художник по свету Василий Мельников). Столичным шиком отмечен и видеоряд в "Дон Кихоте" (художник-постановщик Вячеслав Окунь, художник по костюмам Елена Родионова, художник по свету Анна Серебренникова). Увидели бы мы все это великолепие, если бы не ориентация красноярского балета на зарубежные гастроли? Как знать...

Но есть в этой ориентации и досадный минус: урезание классических шедевров в угоду заграничным импресарио. Те ставят балетмейстеру жесткие условия: продолжительность спектакля не должна превышать двух часов. В результате в четвертой уже красноярской версии "Дон Кихота" от сюжета Сервантеса остались "рожки да ножки". Из grand ballet наш "Дон Кихот" превратился в нескончаемый grand pas, в броско костюмированный концерт по демонстрации танцевальной техники. Завидую белой завистью новосибирцам, у которых есть возможность лицезреть самый "полнометражный" в настоящее время в России сценический вариант "Дон Кихота". Вариант, включающий в себя картину сна Рыцаря печального образа, некогда известную и красноярской публике, но уже давно безжалостно изъятую. Этот дивный эпизод с его старинным ароматом никак не нарушил бы динамизм спектакля, как не нарушает его на новосибирской сцене.

Но если в балетном и критическом мире не считается предосудительным вольное обращение с музыкой Людвига Минкуса – автора "Дон Кихота", то партитура "Спящей красавицы" Чайковского достойна самого бережного к себе отношения. Ее нельзя делать утилитарным фоном, аккомпанементом для концептуальных экспериментов постановщика. Как не вспомнить в связи c этим высказывание крупнейшего отечественного балетоведа, балерины (а не музыковеда!), профессора Веры Красовской: "Спящая красавица" подобна дворцу, заботливо возведенному зодчими. Можно менять окраску стен, незначительные детали. Нельзя трогать столбы, несущие купол. В "Спящей красавице" часто сокращают ту или иную сцену, оттого что по современным меркам балет длинен. Это искажает пропорции, сминает принципы нарочито замедленной композиции, принятой авторами (Петипа и Чайковским) для каждого акта и для балета в целом. Балет-симфония должен сохранять по-следовательность частей и логику развития музыки. От внимательного прочтения музыки зависит успех хореографической редактуры" (цитата из статьи "Осторожно, классика!" в журнале "Музыкальная жизнь", 1981, N 21, с. 7).

И Сергею Боброву негоже забывать, что осуществленное русским гением музыкальное воплощение сказки Шарля Перро – это не только феерия, но и симфония. В ее драматургии значительную роль играют проигнорированные балетмейстером и не защищенные дирижером Анатолием Чепурным вариации феи Искренности и фей драгоценностей, не говоря уже о таких жемчужинах, как "Панорама" и адажио принца Дезире с призраком Авроры. Тот симфонический антракт, на музыку которого С. Бобров поставил дуэтный танец героев балета, вовсе не предполагает пластического иллюстрирования. Если бы все "вымаранное" было восстановлено в своих правах, то спектакль удлинился бы не более чем на 25-30 минут. Разве это много?

Как бы то ни было, праздник состоялся и в июле (в день премьеры "Спящей красавицы"), и в сентябре (в день премьеры заново отредактированного "Дон Кихота"). Пожелаем же артистам и их наставникам успешных гастролей и новых свершений. Думается, на данном этапе нашему театру уже могут быть по плечу такие колоссы отечественного балетного наследия, как "Раймонда" Глазунова, "Золушка" и "Каменный цветок" Прокофьева...

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 10.10.2003 г.