ПРОГРАММА
К. Монтеверди (1567–1643)
Опера, или музыкальная сказка «Орфей» (SV 318; 1607)
Токката
Пролог (Музыка) Dal mio Permesso amato
Солистка — Наталья КИРИЛЛОВА (сопрано; Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского)
Музыка прославляет действие своего искусства на души людей и представляет публике Орфея, пение которого, обладая магической силой, укрощало диких зверей и адских духов. Она требует почтительного молчания — даже от природы, — пока звучат прекрасные звуки.
Куплеты Орфея Vi ricorda o bosch’ombrosi
Солист — Валентин КОЛЕСНИКОВ (тенор)
Орфей вспоминает, как он страдал, когда Эвридика не отвечала на его любовь, и воспевает свое счастье.
Синфония
Мореска
Г. Пёрселл (1659–1695)
Семи-опера «Королева фей» (Z. 629; 1692)
Увертюра
В основе сюжета — комедия У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Когда Титания влюбляется в Основу, Нимфа поет о радостях и муках любви.
Песня Нимфы If love’s a sweet passion
Солистка — Ольга МОНАСТЫРШИНА (сопрано)
Фрагмент пятой картины, прославляющий торжество всепобеждающей любви.
Ария-эхо Hark!
Солистка — Наталья КИРИЛЛОВА
К. Санц (1640–1710)
Jacaras (Хакарас)
(«Instrucción de música sobre la guitarra española», Кн. 1, IGS 35; 1674)
Солистка — Марина БЕЛОВА (барочная гитара)
Ж.-Ф. Рамо (1683–1764)
Опера-балет «Галантные Индии» (RCT 44; 1735-36)
Рондо Les Sauvages («Дикари»)
А. Вивальди (1678–1741)
Опера «Джустино» («Юстин»; RV 717; 1724)
Император Анастасий и Ариадна сочетались браком в Константинополе, но над городом нависла угроза вторжения. Ариадну захватывают в плен и за отказ становиться женой мятежника Виталиана приковывают к скале на пожирание морскому чудищу. Анастасий горюет о том, что Ариадна похищена.
Ария Анастасия Vedro con mio diletto
Солистка — Наталья КИРИЛЛОВА
Цикл «Времена года»
Концерт № 4 «Зима» для скрипки с оркестром фа минор (ор. 8, RV 297; 1725)
II. Largo
III. Allegro
Солист — Дмитрий КОСОЛАПОВ (скрипка)
Г. Ф. Гендель (1685–1759)
Опера «Альцина» (HWV 35; 1735)
В основе либретто — одна из сюжетных линий поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд».
Вверившись чарам волшебницы Альцины, Руджеро забывает свою невесту Брадаманту. Влюбленная Альцина, потерявшая свою силу, не в силах удержать рыцаря, когда он хочет покинуть ее зачарованный остров.
Ария Альцины Ah, mio cor
Солистка — Наталья КИРИЛЛОВА
С помощью волшебного кольца освободившись от колдовства, Руджеро видит остров таким, какой он есть — пустыней, населенной чудовищами. Он должен уйти, но прекрасная иллюзия — Альцина и ее остров — будет преследовать его всю оставшуюся жизнь.
Ария Руджеро Verdi prati
Солист — Александр МИХАЛЕВ (баритон)
Опера «Ринальдо» (HWV 7a/b; 1711/1731)
По мотивам поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Правитель осаждаемого крестоносцами Иерусалима Аргант просит помощи у Армиды. Армида является во всем своем блеске, восседая на колеснице, влекомой двумя драконами, которые изрыгают из пасти дым и пламя.
Ария Армиды Furie terribili
Солистка — Наталья КИРИЛЛОВА
Чтобы устранить от стен Иерусалима рыцаря Ринальдо, волшебница плетет интригу и похищает его возлюбленную Альмирену. Страдающая в плену Альмирена оплакивает свою судьбу.
Ария Альмирены Lascia ch’io pianga
Солистка — Александра ЧЕРПАКОВА (сопрано)
Опера «Юлий Цезарь в Египте» (HWV 17; 1724)
Юлий Цезарь вступает во главе своего войска в Египет, а побежденный им Помпей убит по приказу царя Египта Птолемея военачальником Акиллой. Акилла настойчиво признается в любви Корнелии, пленнице Птолемея и бывшей супруге Помпея, обещая ей спасение, если та ответит ему взаимностью.
Ария Акиллы Tu sei il cor di questo core
Солист — Алексей СОКОЛОВ (баритон)
Цезарь передает управление государством Клеопатре, и новая царица Египта признает над собой власть Рима и клянется Цезарю в любви.
Дуэт Клеопатры и Цезаря Caro! Bella! Più amabile beltà
Солистки — Ольга МОНАСТЫРШИНА, Наталья КИРИЛЛОВА
К. В. Глюк (1714–1787)
Опера «Орфей и Эвридика» (Wq. 41; 1774)
Орфей спускается в преисподнюю, чтобы вернуть свою недавно умершую юную жену Эвридику. На обратном пути Эвридика грустна и печальна: ей кажется, что муж к ней охладел, она не хочет променять тихий покой смерти на постылую жизнь без его любви.
Речитатив и ария Эвридики Che fiero momento
Солистка — Александра ЧЕРПАКОВА
Орфей, нарушив запрет богов, оборачивается и смотрит на нее. В тот же миг Эвридика падает бездыханной. Орфей в отчаянии: он вновь потерял любимую жену, и теперь — навеки.
Ария Орфея Che faro senz’Euridyce
Солист — Валентин КОЛЕСНИКОВ
К. Монтеверди
Опера «Коронация Поппеи» (SV 308; 1642)
Союз императора Нерона и его возлюбленной Поппеи, пылкий и порочный, заставляет проливать слезы и кровь, но небеса благоволят их идиллии, пусть и недолговечной.
Заключительная сцена Pur ti miro, pur ti godo
Солисты — Наталья КИРИЛЛОВА, Иван ВЕЛИКАНОВ (цинк)