Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

09.02.2017

Ирина Долженко: «Я буду и впредь поддерживать талантливых артистов из Красноярска»

11 февраля солисты Красноярского театра оперы и балета Инна Сподина, Андрей Силенко и Дмитрий Рябцев выступят в Большом зале Московской консерватории. Они примут участие в концерте солистки Большого театра народной артистки России Ирины Долженко и Академического оркестра русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова. В программе – романсы, оперные арии русских и зарубежных композиторов, инструментальная музыка.

Ирина Долженко– Когда-то выступления молодых талантливых певцов с оркестром им. Некрасова ежегодно проводила Ирина Архипова, – пояснила Ирина Долженко. – В основном это были победители Международного конкурса вокалистов им. Глинки, который она сама возглавляла. Но она приглашала туда и других перспективных певцов. Я пятнадцать лет с удовольствием сотрудничаю с этим оркестром – и пятый сезон готовлю с ним молодежную программу, подхватила эстафету у Ирины Константиновны. Уже представляла в этом проекте артистов из Казани, Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы. Год назад впервые пригласила двух красноярских солистов – Сергея Осовина и Евгения Мизина. Сейчас готовится соглашение оркестра и Красноярского театра оперы и балета о дальнейшем сотрудничестве.

Что оно собой предполагает?

– Совместные выступления плюс запись музыкального альбома. 11 февраля в концерте также примет участие экс-солист Красноярского оперного Владимир Комович, ныне участник Молодежной оперной программы Большого театра. Он споет Арию мельника из «Русалки» А. Даргомыжского и Арию Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. Андрей Силенко исполнит Каватину Фигаро из этой же оперы и русскую народную песню «Метелица». Дмитрий Рябцев – два произведения Свиридова, Инна Сподина – Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Дж. Верди и Арию Кунигунды из мюзикла «Кандид» Л. Бернстайна. Дуэтом мы с ней споем «Баркаролу» Ж. Оффенбаха и романс М. Глинки «Не искушай». Плюс мои сольные номера и инструментальные произведения. ВГТРК будет записывать этот и другие наши концерты. Следующее выступление с красноярскими артистами пройдет 2 марта, а 21 февраля состоится еще отдельная запись в студии. Хотелось бы пригласить Светлану Рацлаф-Левчук и кого-нибудь из меццо-сопрано, а также солистов-мужчин. Если кто-то из певцов оркестру понравится, он готов приглашать их и в другие свои программы.

А по итогам всех этих выступлений будет записан диск, который, надеюсь, выйдет на фирме «Мелодия» уже к началу следующего, 40-го творческого сезона Красноярского театра оперы и балета. Я очень благодарна людям с ВГТРК, которые подарили нам эту возможность, бесплатно предоставили студию для записи.

Владимир Комович продолжит сотрудничество с родным театром?

– Нисколько в этом не сомневаюсь. Сейчас у него много времени отнимает учеба, но как только у Володи появится больше времени, он с радостью приедет выступить в Красноярск. Местная публика его любит, у него здесь было много достойных ролей.

Евгений Мизин, который теперь работает во Владивостоке, тоже готов петь в спектаклях Красноярского театра оперы и балета. Он остается приглашенным солистом на партию Ясона в «Медее» Л. Керубини, да и в других постановках вряд ли откажется участвовать.

Ирина Игоревна, вы инициировали в Красноярске творческую лабораторию молодых вокалистов «Siberian Solo», которая прошла уже во второй раз. Есть ли какие-нибудь долгосрочные перспективы у этого проекта?

– Конечно, очень хотелось бы, чтобы он стал ежегодным и проводился в театре в конце августа, накануне открытия творческого сезона. Такие проекты важны своей стабильностью – тогда появляется возможность приглашать опытных педагогов, которые всегда востребованы, и график их составляется на многие месяцы вперед. Я очень благодарна Фонду Михаила Прохорова, который дважды поддержал «Siberian Solo», надеюсь и на дальнейшее наше взаимодействие с фондом. Вторую лабораторию мы специально приурочили к «Параду звезд в Оперном», посвященному Елене Образцовой – хотелось, чтобы приехали люди, которые с ней работали, и поделились своим опытом. Увы, сама Елена Васильевна так и не успела дать мастер-классы в Красноярске… Отдельное внимание было уделено барочной музыке, что тоже не случайно – если певец исполняет эту музыку на конкурсах, он должен владеть ее стилистикой. Даже в Москве мало кто может этому научить, а в Красноярске тем более. Надеюсь, удастся провести еще несколько мастер-классов на эту тему в завершение «Парада звезд» или на Конкурсе им. Словцова, веду сейчас переговоры с коучами.

А еще мне хочется сделать в Красноярске отдельную производственную лабораторию, для сотрудников театральных цехов. Помощники режиссера, механики сцены, специалисты по свету, звуку – профессионалов этого дела в регионах почти не осталось, учить их здесь некому. Уже сейчас спектакли обслуживают люди, зачастую не имеющие знаний и опыта. А что будет дальше?.. Эту идею мне предложил Павел Каплевич – он собирается обучать на базе ГИТИСа людей, уже имеющих профессиональный опыт в этой сфере. В Красноярске же на лабораторию можно пригласить новичков, любящих театр, которые хотели бы проявить себя именно в этих профессиях. Мне кажется, такие мастер-классы будут очень востребованы. Может, получится все организовать уже в следующем сезоне.

Коуч Анатолий Гусев продолжит заниматься с красноярскими певцами?

– Да, разумеется – он вскоре приедет в театр, послушает новых солистов. Возможно, кто-то из них также получит приглашение поучиться у него в Милане. Да и к вокальным конкурсам стоит подбирать программу под присмотром опытного педагога. В конце июля в Астане пройдет Всемирный конкурс оперного искусства «Опералия» – конкурс очень трудный, его возглавляет Пласидо Доминго, но до Казахстана все же, согласитесь, доехать проще, чем до Европы или Америки. Мне уже оттуда звонили и спрашивали, кто из наших солистов хочет принять в нем участие. Опять же, в мае в Красноярске пройдет IV Международный конкурс оперных певцов имени П.И. Словцова, к нему тоже нужно основательно готовиться. В этот раз, полагаю, конкуренция на нем будет гораздо сильнее, чем два года назад.

"Аида"Откуда у директора конкурса столь оптимистичные предположения?

– Сужу по тому резонансу, который он вызвал в наших профессиональных кругах. Конкурс действительно уникальный – единственный в мире, где в третьем туре артисты готовят сцены из опер вместе с режиссерами. Это волнительный и очень полезный опыт для всех. У гостей фестиваля – директоров театров, организаторов разных вокальных конкурсов, руководителей музыкальных агентств – есть возможность не только услышать певческие возможности исполнителей, но и увидеть их артистические способности. Поэтому я ожидаю в гости очень представительную делегацию зарубежных продюсеров. Среди них – генеральный директор оперного фестиваля в Мюнхене Пол Моэ, руководитель Лионской национальной оперы Роберт Кёрнер, генеральный директор Большого театра «Лисео» из Барселоны Кристина Шеппельманн. Если они смогут приехать на весь конкурс – пригласим их в жюри, которое, кстати, вновь возглавит мировая оперная звезда Фьоренца Коссотто.

Условия конкурса не изменились?

– Совсем немного, и только для иностранцев. В новом положении сохранились обязательные арии, а исполнить романс или народную песню на любом языке, то есть принять участие в нескольких дополнительных номинациях, можно по желанию.

Возрастные ограничения прежние – от 18 до 35 лет, первый тур проводится по записям. На предыдущем конкурсе я отслушала почти 130 певцов, плюс отбирала лучших из тех тридцати, которых предложил Владислав Иванович Пьявко. Во второй тур прошло 42 человека, в этом году, думаю, будет точно так же. Знаете, я слежу за всеми, кто получил какие-либо призы на Конкурсе им. Словцова – и с гордостью могу сказать, что все наши финалисты востребованы, у каждого есть интересные предложения. Это тоже показатель качества конкурса – значит, он дал им полезный толчок, помог в карьере. Очень важно, что в Красноярске есть такой конкурс – в Сибири больше нет крупных вокальных международных конкурсов.

Каким видите свое дальнейшее сотрудничество с Красноярским театром оперы и балета?

– Это будет зависеть от заинтересованности театра. В «Параде звезд» выступлю 4 марта в партии Амнерис в «Аиде» Дж. Верди с дирижером Дмитрием Юровским и 31 марта – в заключительном гала-концерте фестиваля. А на будущее не загадываю. Во всяком случае, красноярских солистов я не брошу, буду и дальше их поддерживать. Например, я порекомендовала Дарью Рябинко Татарскому академическому театру оперы и балета – год назад мы вместе ездили на гастроли в Европу, а вскоре она вновь отправится с этим театром в Голландию на месяц, будет исполнять партию Сузуки в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

Елена КОНОВАЛОВА
Газета «Опера&Балет» №6, февраль 2017 г.