Цветовая схема:
Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» станет первой оперной премьерой сезона в Красноярском театре оперы и балета. Над ее постановкой работают новые художественные руководители театра – главный дирижер Дмитрий Юровский и главный режиссер Ирина Лычагина. О том, что ожидает зрителей в этом спектакле и почему «Борис Годунов» должен идти в каждом российском оперном театре, размышляет режиссер-постановщик.
– Ирина Владимировна, почему вы решили взять именно первую редакции оперы, авторскую?
– Поскольку все-таки впереди юбилей Мусоргского, мы с Дмитрием Михайловичем Юровским сочли, что начать работу над этим произведением стоит именно с первоначальной редакции, с авторской мысли без последующих наслоений. В дальнейшем, когда мы, возможно, продолжим работу над спектаклем, то может, обратимся к редакции Шостаковича и включим в него «Польский акт». Сейчас же мы представляем оперу Мусоргского «Борис Годунов» в формате семистейдж – то есть, с костюмами Павла Каплевича, предоставленными нам Большим театром, без декораций и с некоторыми элементами сценического оформления и реквизита. Оркестр будет находиться в яме, артисты на сцене. Взаимодействие между артистами, смыслы, заложенные в музыке, музыкальное действие мы постараемся вытащить по максимуму. Наша задача – не показать наиболее выигрышные фрагменты, а представить произведение в его полном объеме, по нашим теперешним возможностям. Постараться не утомить зрителя, но и не идти у него на поводу.
– В красноярской труппе нет исполнителя на партию Бориса, тем не менее, театр берется за это произведение. Только ради юбилея композитора?
– Не только. Я считаю, что в каждом русском театре должен идти «Борис Годунов». А также «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, несколько опер Римского-Корсакова – это наше наследие, у зрителей обязательно должна быть возможность слышать эти произведения. А что касается партии Бориса – надеюсь, несколько солистов нашей труппы вскоре до нее дорастут.
– Что, на ваш взгляд, дает певцам исполнение музыки Мусоргского?
– Мусоргский – один из первых музыкальных новаторов в мире. Почему его музыку пытались «пригладить»? Возможно, потому, что для своего времени он оказался слишком авангардным, слишком революционным, умудрился перепрыгнуть его лет этак на 50 вперед, если не больше – таков был масштаб его личности. На мой взгляд, он для тех лет оказался более передовым, чем Бетховен – и по темам, которые он брал, и по их воплощению. Стихотворение Пушкина «Пророк», по моему ощущению, как раз про таких как Мусоргский: язык вырвали, вложили другой – и он заговорил совершенно по-иному, непонятно для людей своей эпохи, потому и остался за бортом признания. Но сегодня совершенно очевидно, что его музыка поднимает артиста еще выше, на другой уровень восприятия. Если у Чайковского в операх, в основном, показаны отношения интимные, внутрисемейные, то у Мусоргского действие происходит на уровне государства, истории, социальных связей и их разрушения. И даже в его юмористических произведениях, как в «Сорочинской ярмарке», все равно есть пласт, проецирующий подспудное движение истории. Он такой полу-Шекспир, полу-Островский от музыки.
– Какой вам как режиссеру видится личность Бориса Годунова?
– Если исходить не из исторических споров, убил ли на самом деле Борис царевича Дмитрия, а только из материала оперы, вырастающей, в свою очередь, из драмы Пушкина, то основная мысль в этом материале для меня отчетлива: никакие хорошие дела не покроют совершенное тобой преступление. Каковы бы не были твои цели и намерения – людей убивать нельзя, ни по каким мотивам.
– То есть, если человек пришел к власти благодаря преступлению, он обречен получить ответный бумеранг?
– Да, я верю в карму. Считаю, что бумеранг обязательно прилетит, и ты ответишь за все, что сделал – либо ты сойдешь с ума, либо тебя порвут на части. Но возмездие всегда тебя настигнет. Зря люди надеются избежать последствий. И в музыке Мусоргского это все звучит. Но, опять же, если ты человек, а не бессовестное чудовище, у которого нет никаких моральных принципов – только такие абсолютно уверены в своей безнаказанности. Борис – человек с совестью, именно это его и мучает: убивая другого, ты убиваешь себя.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №3, ноябрь 2023 года