Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

05.01.2023

Рыцарь Синяя Борода станет киномагнатом

Мария Высотская уже знакома сибирским поклонникам оперы: в этом году она как художник-постановщик стала соавтором двух премьерных спектаклей – «Лакме» Лео Делиба (с режиссером Сергеем Новиковым) и «Бесприданницы» Даниила Френкеля (с Даниилом Дмитриевым). В январе Мария вместе с Сергеем Новиковым представит в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского еще одну премьеру – комическую оперу-буфф Жака Оффенбаха «Синяя Борода». Все секреты будущей постановки раскрывать не станем, но кое-какие карты можно приоткрыть уже сейчас.

Мария ВысотскаяСобственно, один из секретов – тот, что действие происходящего перенесено в современность, и что герои спектакля как-то связаны с кинематографом, – выдает сама афиша «Синей Бороды», где главные герои позируют в образах персонажей Джулии Робертс и Ричарда Гира из киношлягера «Красотка». Зритель также легко  догадается по ней, что ловелас Синяя борода – человек молодой и привлекательный (в нашем театре в этой роли можно будет увидеть обаятельных баритонов Севастьяна Мартынюка и Дениса Гречишкина). И действительно – первая сцена оперы представит публике киноплощадку, где снимается параллельно несколько фильмов. Ну а любвеобильный рыцарь Синяя Борода в этой интерпретации окажется влиятельным киномагнатом – кем-то вроде скандального Харви Вайнштейна. Только в данном случае, как и положено в опере-буфф, все завершится хеппи-эндом.

– В следующем эпизоде герои переместятся в роскошную современную гостиницу, хозяином которой является один из персонажей, – рассказывает Мария Высотская. – Мужчины здесь выйдут на сцену в смокингах, женщины – в вечерних нарядах. Еще на выпуске «Бесприданницы» мы подобрали необходимые ткани для «Синей Бороды», в каких-то костюмах солистов используется принт, то есть печать на тканях. Вообще все оформление будет решено в реалистичном стиле, с множеством деталей. Зритель, возможно, не фиксирует на некоторых из них внимания – скажем, ему не слишком важно, какие пуговицы на костюмах. Но просто необходимо, чтобы в спектакле все было подчинено единой концепции. А детали во многом задают общий тон и атмосферу. Кстати, один из интересных нюансов этой постановки в том, что для сцены киноплощадки нам любезно передали кинокостюмы из нового фильма Ильи Учителя – уже отснятого, но еще не вышедшего в прокат. А сама идея спектакля, как мне кажется, – очень любопытный режиссерский эксперимент, с необычным решением для оперы-буфф, но весьма убедительный и логически обоснованный.

Над «Синей Бородой» Мария начала работать параллельно с «Бесприданницей», и переключаться с одного материала на другой, по ее признанию, было подчас непросто. Но в то же время такие параллели, как она считает, для профессионала полезны: глаз не замыливается.

– В работе над «Бесприданницей» я ориентировалась на русскую и европейскую живопись конца XIX-го – начала XX века, с ее сдержанностью красок, пастельными полутонами. Отчасти – на картины передвижников, но есть в оформлении и что-то от полотен художников-сюрреалистов, когда мужчины в котелках прогуливаются по набережной на фоне Волги. Здесь были исторические костюмы, а современная «Синяя Борода» для меня как для художника – настоящее приключение, нам хочется сделать яркий зрелищный спектакль.

Мария Высотская как театральный художник дебютировала именно в опере, и это сильно на нее повлияло: она полюбила музыкальный театр, хотя прежде даже не интересовалась классической музыкой. А теперь к любой новой постановке после общения с режиссером приступает с обязательного знакомства с произведением. Именно музыка, помимо режиссерской идеи, дает ей наиболее сильный импульс для творчества.

– Сложность работы над «Бесприданницей» как раз была в отсутствии записи музыкального материала – мне просто необходимо слушать музыку, когда я создаю эскизы. Спасибо режиссеру – Даниил напевал какие-то маленькие кусочки, присылал их мне, а потом я на телефоне прослушивала его вокализы. С Оффенбахом в этом смысле гораздо проще – записей его произведения предостаточно, и оно сразу запоминается.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №5, январь 2023 года