Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

13.06.2020

Светлана ГУЗИЙ: "Мы решились рискнуть, и риск оказался оправданным"

Непривычно для зрителя, что нельзя пойти на любимый спектакль, невыносимо и для артиста – не выходить на сцену. Но такова реальность – театры закрыли сезон в самый его разгар. Что несёт новый опыт для мировой культуры и что нового в культурной сфере Красноярья успело произойти накануне пандемии? Об этом и многом другом беседуем с директором Красноярского оперного театра имени Д. А. Хворостовского Светланой Владимировной Гузий.

Гузий— Светлана Владимировна, что нам готовит ближайшее будущее? Когда ожидать открытия любимых театров?

— Ответ на этот вопрос, конечно, зависит не от нас с вами. Творческая оффлайн-жизнь (то есть жизнь вне Сети) замерла на неопределённый срок и указаний о том, когда же вновь откроются наши двери, мы ждём от министерства культуры РФ, а оно, в свою очередь, от главы государства.

Ситуация непростая: даже если мы и сможем открыться в сентябре, как предварительно сообщает Минкульт, то пока это будет, конечно, не тот театр, к которому все привыкли.

— Знаю, что сейчас идёт горячее обсуждение этой темы.

— Совершенно верно, споры идут серьёзные, ведь таких ситуаций ранее не возникало и, опыта, на который можно было бы опереться, у мирового сообщества нет.

Европейские театры презентуют новые схемы рассадки, когда кресла в зале стоят по два и в радиусе двух метров всё демонтировано. Обсуждаются варианты спектаклей с разведением артистов по разным краям сцены, с минимальным количеством персонажей.

Но пока очень сложно представить, что же тогда будет с атмосферой театра, которую так любит зритель, и как можно дать спектакль с минимумом артистов. Тем более, что в опере и балете – это не только главные герои, но ещё и хор, и кардебалет, и оркестр.

Но, как отметила министр культуры Ольга Любимова в одном из недавних интервью: "Реальность такова, что мы выбираем не между аншлагом и неполным залом, а между началом работы с ограничениями и закрытыми театрами".

В этом смысле, мы готовы пересматривать привычные подходы к работе с учётом требований времени, чтобы иметь возможность возобновить работу.

— Наверняка артисты очень скучают по театру?

— И, поверьте, не только артисты! Театр – такое место, куда не попадают случайные люди. Все – и швеи, и гримёры, и маркетологи, и технические специалисты – люди творческие, нам очень непросто без привычной атмосферы и живого общения с единомышленниками и без энергетики, которая исходит от зрителя. Я бы сказала, что это испытание для всего коллектива.

— Но что-то же всё равно происходит сейчас? Какая-то работа ведётся?

— Безусловно. То, что двери театра закрыты, не значит, что наша деятельность остановлена. Артисты разучивают новый материал, режиссёры уже продумывают спектакли будущего сезона, я постоянно приезжаю в театр, работаю с документами, потому что многие управленческие процессы не зависят от внешней ситуации. Например, буквально на днях мы выиграли грант на новую постановку - процесс по заполнению документации выпал как раз на период самоизоляции.

Опять же – мы постоянно поддерживаем коммуникацию со зрителями в социальных сетях, придумываем постоянно что-то новое и, несмотря на то, что уже так долго спектаклей нет, наши зрители активны с нами онлайн также, как и в сезон. Это очень ценно.

— Наверняка и записи спектаклей можно увидеть?

— Да, сейчас можно увидеть несколько наших спектаклей онлайн (то есть в Сети). Это опера "Ермак" современного композитора Александра Чайковского – мировая премьера, которой мы открывали сезон (спектакль доступен бесплатно на сайте большиегастроли.рф - Прим.ред.).

Также на online-scene.com можно купить просмотр оперы "Кавказский пленник" Цезаря Кюи по приемлемой цене. И приглашаю зайти на ютуб-канал театра, где выложен документальный фильм о диптихе "Ленинградская симфония" – премьере, которую мы готовили весь сезон и хотели показать 9 мая, но так и не смогли пока по понятным причинам.

симфония— Мы уже рассказывали читателям о балете "Ленинградская симфония", который вы представили в ноябре. Это тот же спектакль?

— В ноябре мы показали лишь одну часть – одноактный балет на музыку Дмитрия Шостаковича, а в мае хотели представить публике полноценный диптих из двух частей – это балет, о котором вы упомянули, и ещё одна часть – "Реквием" современного композитора Алексея Сюмака.

Диптих "Ленинградская симфония" мы посвятили участникам Великой Отечественной войны и их бессмертному подвигу. Это именно тот спектакль, о котором можно говорить бесконечно, но так ничего и не сказать. Его непременно нужно смотреть, потому что он переворачивает душу.

Очень рекомендую увидеть постановку, как только мы о ней заявим, а это случится к открытию нового сезона – диптихом мы хотим дать ему старт.

— Наверняка уже есть проекты других премьер на следующий сезон, чем порадуете публику?

— На первую половину сезона мы, конечно, уже всё спланировали. Это будет концертное исполнение классических опер "Паяцы" Руджеро Леонкавалло и "Риголетто" Джузеппе Верди. Также представим одноактную оперу "Мой милый Дзанетто" Пьетро Масканьи.

Готовимся дать две полноценные оперы – это "Богема" Джакомо Пуччини на основной сцене и опера-фарс "Богатыри" Александра Бородина в лофте "Квадрат". Последняя станет продолжением взятого нами в этом сезоне курса на современную оперу.

— Это очень интересное направление, но и очень смелое. Расскажите, как вы решились не просто дать одну-две современные оперы, но развернуть масштабную работу с таким материалом?

— Вы знаете, когда мы афишировали оперу "Ермак", то случился такой курьёз. Нам стали звонить зрители с недоумением, как мы могли допустить ошибку: "Почему у вас на афишах Александр Чайковский? Исправьте, он же – Пётр Ильич!" И в этот момент мы поняли, что публика не знакома с современными композиторами.

Мы задумались, что спустя многие годы встанет вопрос, какое музыкальное наследие создано в наше время? Именно поэтому сейчас мы много сотрудничаем с современными композиторами – в этом сезоне выпустили шесть опер, музыка к которым создана нашими современниками.

Но это лишь одна грань такого ёмкого направления как "современная опера". Ведь вопрос стоит ещё и о новом содержании. Например, совершенно необычная экспериментальная постановка "Марево" Кирилла Широкова и Марка Булошникова – материал, который точно не ожидает увидеть и услышать зритель, привыкший к классике.

В спектакле, по сути, нет сюжета. Всё развивается буквально в одном мгновении. Автор и режиссёр изучают само состояние, в котором оказываются герои. При этом музыкой здесь, наряду с другими, становится звук, воспроизводимый стулом, который передвигают по бетону, а вокал построен на тонах и полутонах.

Но и это ещё не всё. Мы поместили эти постановки в непривычное пространство. Освоили новую площадку – лофт "Квадрат" – цеха бывшего завода "Квант". Пригодна ли она для оперы? Оказалось, что в сочетании с работой молодых режиссёров это открывает зрителю совершенно другую оперу и показывает, какой она бывает, помимо классики.

В Европе и наших культурных столицах такие постановки уже привычны, но в регионах мы, можно сказать, новаторы. По крайней мере, так отмечают представители профильных столичных СМИ, а также наши партнёры – авторитетные композиторы и музыкальные критики.

Да, это действительно смелый проект, региональные театры обычно не идут на такое. Но мы решились рискнуть, и сейчас нас уже называют "столицей современной российской оперы".

— Вы же стали номинантами на "Золотую Маску" именно со спектаклем, показанным в лофте?

— Да, на Маску номинирована опера "Груди Терезия" Франсиса Пуленка – первая опера, которую мы дали в лофте, открыв этим событием для города пространство лофта "Квадрат", как подходящее для культурных экспериментов. Это комическая опера, довольно резонансная, но высоко оценённая экспертами: у оперы сразу же четыре номинации на "Золотую Маску".

Безусловно, для нас это подтверждение верно взятого курса. Также в этом году мы стали лауреатами Национальной оперной премии "Онегин" в номинации "Театр", которая присуждается театрам за разнообразие репертуарной политики. Это ещё одна награда, которая говорит о том, что наш риск обоснован.

— Значит ли это, что теперь в репертуаре театра оперы и балета будет больше современного материала?

— Наш зритель никогда не останется без классики. Она была и остаётся основой репертуара любого оперного дома. Например, за этот сезон (хотя он и продлился всего 6,5 месяца) мы представили публике 12 новых спектаклей. И лишь половину из них – на музыку современных композиторов, и лишь три из них – в лофте. Остальные шесть – на всем известную музыку, заслужившую любовь зрителя сквозь многие годы. И это мы говорим только о премьерах, а ведь каждый день идут и другие спектакли.

— Как вы удерживаете такой темп? Это же по две премьеры в месяц!?

— Иногда мне кажется, что мы не спим (смеётся – Прим. автора). Ритм творческой жизни театра впечатляющий. Мы лишь частично затронули тему премьер, а ведь есть ещё другие события: гастроли, приезды приглашённых дирижёров и солистов, участие в фестивалях и конкурсах и т. п.

Например, в этом году мы уже в пятый раз делали проект "Семья в подарок", когда воспитанники детских домов принимают участие в спектаклях как полноправные артисты. Я могу перечислять подобные факты ещё долго, но тогда наше интервью рискует стать бесконечным.

Марево— И все же, Светлана Владимировна, давайте расскажем читателям о самых знаковых событиях сезона, хотя бы общими штрихами.

— В дополнение к тому, о чём уже упоминала, не могу не отметить детскую оперу "Питер Пэн" современного композитора Андрея Рубцова – опера для детей событие редкое в мировой культурной практике.

Не забываем мы и классику – состоялись две оперы в формате "семистейдж" (то есть полусценической версии, когда актёры выступают не в полных, а частичных декорациях, костюмах и гриме – прим. автора). Это "Паяцы" Руджеро Леонкавалло и "Бал-маскарад" Джузеппе Верди.

Сильнейшим событием стал "Реквием" Джузеппе Верди, который мы исполнили на русском языке в январе в память о жертвах блокадного Ленинграда. Дирижировал Павел Коган – величина мирового масштаба.

Из знаковых событий также – участие театра в фестивале Дмитрия Хворостовского, к которому мы поставили спектакль "Хворостовский. Возвращение домой" на музыку Алексея Сюмака.

Интересно отметить поездку театра в Астану на гастроли. Мы впервые выезжали таким большим составом – более 230 человек. Состоялись традиционные гастроли балетной труппы по городам Великобритании, приезд к нам дирижёров из Италии в рамках проекта "Бельканто в Сибири" и ещё много интересного.

Приходите в наш театр, становитесь частью насыщенной культурной жизни, будем ждать встречи с вами и с читателями "Красноярского рабочего" в новом сезоне!

Светлана ОРЛОВА
«Красноярский рабочий», 13 июня 2020 года