Цветовая схема:
В Красноярском театре оперы и балета в рамках фестиваля российско-французской культуры состоялась премьера одноактного балета "Моцарт и Сальери" на музыку Вольфганга Моцарта и Антонио Сальери в постановке Веры Боккадоро (Франция). Либретто В. Боккадоро по трагедии А. С. Пушкина.
В этот вечер зрители смогли увидеть два балета – после антракта был представлен ещё одноактный балет Игоря Стравинского "Весна священная", премьера которого состоялась в прошлом году. Но, конечно же, главным сюрпризом для всех явился балет "Моцарт и Сальери", тем более что в зале присутствовала сама балетмейстер-постановщик Вера Боккадоро, на груди которой был виден орден Почётного легиона. Перед началом спектакля состоялся виртуальный мост между Красноярском и Парижем, в котором приняли участие посол России во Франции и французский премьер-министр.
Более тридцати лет назад этот спектакль был поставлен Верой Боккадоро на сцене Большого театра, и партию Сальери тогда танцевал Сергей Бобров, нынешний художественный руководитель нашего театра, а в роли Чёрного человека выступал Марк Перетокин, ставший потом у нас художественным руководителем балета. "Я очень горжусь своими учениками, – призналась Вера Боккадоро. – И мне приятно вновь поработать с вашими талантливыми артистами".
Хотя хореография балета "Моцарт и Сальери" вполне традиционна и академична, в спектакле немало новинок. Так, впервые в истории балета постановщица решила расположить оркестр на сцене. Сценография спектакля предельно аскетична. На сцене появляются всего три действующих лица: Моцарт (Денис Медведев, приглашённый из Большого театра), Сальери (Дмитрий Соболевский) и Альтер Эго-Чёрный человек (Кирилл Литвиненко). Но главная изюминка в том, что звучит музыка Моцарта и Сальери. То есть мы видим и слышим музыкально-хореографический диалог двух друзей и невольных соперников, где каждый танцует под свою музыку и у каждого – свой хореографический рисунок роли. Если Моцарт поэтически воздушен и лёгок, то Сальери рационален и графически жестковат. Ну а Чёрный человек как бы раздваивается между ними – для Сальери он олицетворение терзающей его совести, а для Моцарта – мрачный посланник смерти, заказавший ему реквием.
Финал пушкинской трагедии, основанный на сомнительной легенде, всем известен: Сальери отравил Моцарта. И не так уж важно, что в реальности этого, скорее всего, не было. Талант всегда завидует гению, хотя и не всегда способен на злодейство.
Публика осталась довольна, звучали крики "браво", и долго не смолкали аплодисменты. Были рады и большинство простых зрителей, и многочисленные VIP-персоны. Лишь одна деталь омрачила радость – слишком уж затянувшийся антракт. Почти час пришлось дожидаться истомившимся балетоманам, когда же начнётся "Весна священная". О причине этой задержки можно только догадываться.
Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 01.12.2011 г.