Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

25.10.2002

"Лебединое озеро" на красноярской сцене

В Красноярском театре оперы и балета прошла премьера балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро" в сценической редакции балетмейстера-постановщика Сергея Боброва. В главных ролях – Наталья Хакимова и заслуженный артист Башкортостана Аркадий Зинов.

Балет "Лебединое озеро" был в афише театра с момента основания. Премьера первой версии состоялась 21 декабря 1978 года. Партию Одетты-Одиллии танцевала Лариса Сычева, Ротбарта – Сергей Петров, принца Зигфрида – Александр Куимов. Постановка была осуществлена лауреатом Государственной премии Узбекской ССР балетмейстером Н. С. Маркарьянцем.

Через пять лет, в 1984 году, театр осуществил вторую постановку знаменитого балета, воспроизведя одну из версий Большого театра СССР. Третью версию в 2001 году поставил на сцене Красноярского оперного заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Александр Полубенцев. Балетмейстер взял за эталон время Михаила Фокина. В спектакле прослеживается легкая ностальгия по времени взлета русского балетного искусства, сделана попытка современного осмысления старой легенды-сказки о противоборстве добра и зла, любви и конформизма.

Спустя всего полтора года после последней премьеры появилась новая сценическая версия балета. Многие, наверное, уже знают о том, что красноярская балетная труппа театра в декабре-январе 2002-2003-го приглашена на гастроли в Великобританию. Подобного рода приглашение, безусловно, честь для любого театра, тем более что наши спектакли "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" были отобраны из огромного количества предложенных продюсерской фирме "Раймонд Габи" к отбору одноименных постановок.

Однако приглашающая сторона поставила ряд условий. Главное, чтобы спектакль "Лебединое озеро" был по продолжительности не более двух часов. Безжалостно выбрасывать куски из целостного, законченного художественного произведения, созданного Александром Полубенцевым, было бы надругательством над балетом, поэтому и пришло решение сделать новую сценическую редакцию балета. Новая редакция – не сокращенный вариант прежнего балета. В постановке Сергей Бобров использовал хореографию Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского, внеся, однако, свои значительные изменения. В результате появился балет, отличный от всех других одноименных балетов, когда-либо шедших на знаменитых балетных сценах.

Изменения не сводятся к тому, что спектакль стал состоять из двух действий вместо прежних трех. Нет среди действующих лиц шута, зато появился друг принца Зигфрида Бенно, а в финале принц Зигфрид погибает вместе со злым гением Ротбартом. Принцесса Одетта остается одна, оплакивая своего возлюбленного. Зигфрид погиб, но осталась несбыточная мечта о чуде, о прекрасной любви.

"Красноярский рабочий", 25.10.2002 г.