Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

13.06.2022

Одалиски в комплекте

В Большом театре прошел XIV Международный конкурс артистов балета. Нынешняя ситуация внесла существенные коррективы в его форму и содержание.

балетНачать с того, что эпитет «международный» следует откорректировать. Формально все в порядке, если не считать отсутствие представителей стран с богатой балетной традицией и сильными исполнительскими школами, от Франции до Китая. А так иностранцев хватает.

В жюри (председатель Юрий Григорович не присутствовал в зале) из 15 человек – меньше половины представителей России. Объявлено, что заявки на участие в конкурсе поступили из трех с хвостиком десятков стран. Но в реальности большинство иностранных участников – студенты российских балетных школ или приглашенные артисты российских театров.

В конкурсе участвовали 112 человек в двух возрастных категориях, младшей (до 18 лет) и старшей (до 27 лет). Из новшеств смотра – обязательное исполнение хореографии Юрия Григоровича (у дуэтов) в честь его 95-летия. Солисты могли выбрать то же добровольно.

К спискам предлагаемых к исполнению фрагментов балетов давалась ссылка на видео, т.е. на канонический хореографический текст. Процент исполнительской отсебятины, бич прежних конкурсов, снизился. При этом, например, дополнительный трюк Базиля в «Дон Кихоте», без сомнения, был встречен жюри с пониманием, ибо эта партия для трюков и предназначена.

Рассказывать обо всех конкурсантах (их более ста) удачливых и не очень, нет возможности. Скажу о тенденциях. Из хорошего – радовал уровень конкурсантов из российских регионов, часто весьма высокий. Среди медалистов – танцовщики из Тувы, Якутска, Казани, Уфы, Астрахани и Челябинска.

Еще одна проблема. Знатоки истории театра в последние годы выверили имена подлинных авторов старинных балетов во все время их существования. Это не просто, ведь сценическая жизнь постановок – история разных – во времени и пространстве – редакций. Проверка касалась как композиторов, создателей фрагментов музыки (во времена, когда партитуры балетов были лоскутным одеялом), так и списка хореографов, особенно в мужском танце, получившем техническое развитие гораздо позже времени создания старых балетов. Но на московском конкурсе по-прежнему актуальна шутка про Мариуса Петипа как коллективного псевдонима постановщиков балетной классики, от времен академизма девятнадцатого века до советских редакций. Да и прочее авторство в объявлениях номеров часто было перепутано. Примеров – масса. Они снижают престиж профессионального события.

Первый тур показал, что многие участники умеют хорошо делать что-то одно. Прыгать. Вращаться. Прочее – как получится. Отсюда произвол тех, кто менял танец под свои личные однобокие возможности: что умею, то и танцую.

Была и противоположная страсть – настаивать на том, что не умеешь. Ну, покажите лучше простые па, но чисто и уверенно, чем раз за разом срывать двойные. Подвел некоторых и неправильный выбор номера, вопреки амплуа, когда лирик танцевал «физику», и наоборот.

Общая проблема (видимо, не только исполнителей, но и педагогов) – танец только ногами, а не всем телом. Нет телесной органики. Корпус часто зажат. Руки не только беспомощно болтаются, игнорируя правильные позы и не умея, например, взять форс при вращениях, но откровенно мешают, как технически, так и эстетически.

Среди других проблем – отсутствие нужного темперамента, стилевая нечуткость, «грязная» техника, особенно при приземлении с прыжков, разрывание кантилены танца на элементы, отсутствие связок и переходов от трюка к трюку, заваливание вращений и немузыкальность. Можно, правда, сделать скидку на непривычный многим покат сцены ГАБТа.

И, конечно, неумение обращаться с деталями и театральной бутафорией: когда комедийный Арлекин, тыкая пальцем себе в рот, не понимает, что комическое прикладывание руки к губам – знак молчания. А из нескольких богинь охоты Диан не все знали, зачем в их руках лук.

Начало конкурса – испытание для публики. Конечно, профессионалам интересно следить за естественным отбором. Но, когда за один вечер посмотришь десять вариаций третьей одалиски из «Корсара», хочется дать зарок никогда не ходить на балет. Но были и свои радости: например, относительно сильная монгольская команда (а ведь не традиционно балетная страна). Или японка Лири Вакабаяси из Челябинского театра (третья премия), живой и деятельный образец чистоты академической школы.

На второй тур жюри пропустило слишком много кандидатов, а времени дали лишь два дня. В итоге просмотры затянулись до глубокой ночи. На этом этапе нужно исполнять современный номер, но его условия по регламенту странные. От солистов требуется именно современная хореография, не позднее 2010 года создания. А от пар – иное: просто «современный номер» без оговорки про сроки.

Лазейка была, конечно, использована, и некоторые участники танцевали неоклассику очень давнего изготовления (и нарушая установленный регламент в три минуты). То есть кто пляшет босиком, а кто на пуантах а критерии экспертных оценок жюри в таких случаях скрыты в тумане.

Общий уровень российской современной хореографии был традиционно невысок, но на конкурсе это не важно: важнее, чтоб танец выгодно показывал пластические возможности исполнителя, причем – это главное! – не классические, иные. Увы, с этим было негусто. Именно поэтому неординарный танец Аманды Гомес (вторая премия) и Вагнера де Карвалхо (первая премия), дуэта из Бразилии, работающего в Казани, при прекрасном исполнении так поразил зал, что хлопало даже жюри. То был практически мини-спектакль: «Все ветер» на музыку «Элегии» Массне, поставленный Александром Могилевым. Кстати, звездная пара училась в школе Большого театра в Жоинвилле, и это сразу чувствуется.

Третий тур, куда, по идее, попадают только «сливки», спровоцировал новые вопросы. И список победителей – тоже. Непонятно отсутствие нескольких первых премий: у женщин соло в старшей группе, у девушек и юношей в дуэте младшей группы… По мне, разумней награждать лауреатов конкурсов по принципу «я его слепила из того, что было». То есть выбирать лучших из реального наличия, а не из абстрактного совершенства.

Смотрим финальный расклад по старшей группе. Вопросы вызвала третья премия солиста Мариинского театра Никиты Корнеева: три тура он танцевал с техническими просчетами и вдобавок упрощал хореографию, даже на гала-концерте лауреатов, в Классическом па-де-де Обера-Гзовского. При этом артист из Челябинска, киргиз Кубаныч Шамакеев, с огромным прыжком, выступил ровнее, и артистически гораздо эффектней, но удостоился лишь третьего места.

Золотой лауреат Дмитрий Смилевски из ГАБТа, как и серебряный – Дмитрий Выскубенко из балета Баварской оперы, провели весь конкурс словно балетные принцы – величаво и уверенно. Сверкнув в вариации из «Сильфиды» мелким бисером заносок и деталями «рококо» в «Спящей красавице» (Смилевски). И размахнувшись прыжковой вариацией Зигфрида из «Лебединого озера» вкупе с чистыми двойными кабриолями в «Корсаре» (Выскубенко) .

Партнерша Корнеева Мария Ильюшкина из того же Мариинского театра, хоть и взяла золото, но, при всех несомненных природных достоинствах, балеринской стати и петербургской выучке, местами как бы вопреки показанному репертуару. Лирической по преимуществу балерине танцевать, например, фрагмент из «Легенды о любви», где действует героиня, похожая на раненую тигрицу – все равно, что сопрано петь партию для меццо.

Главная соперница Ильюшкиной, балерина из Красноярска Елена Свинко (вторая премия) пользовалась особенной любовью в балетоманских кулуарах конкурса, у критиков тоже, и справедливо. Высокого уровня техника, сценическая харизма, блестящее исполнение на втором туре изуверски сложного па-де-де из балета «Катарина, дочь разбойника», гибкая и стильная «ящерка» – Хозяйка медной горы – из балета « Каменный цветок» в финале. Но в итоге – второе место. А жаль.

Еще одна народная любимица, Камилла Исмагилова из Астрахани (третья премия), тоже поразила в Гзовском, нужной статью «прима-балерины ассолюта», и в «Дон Кихоте», где царственно морочила голову партнеру и шикарно крутила двойные фуэте.

Так что девушки, что называется, шли на конкурсе ноздря в ноздрю, а выбор судей в последовательности наград тут достаточно условен. Разговоры – а они были и в зале театра, и в соцсетях – про лобби в жюри (см. его состав на сайте конкурса) я оставлю, под знаком вопроса, знатокам кулуаров.

Неудачный выбор репертуара на третьем туре подвел талантливого красноярца Георгия Болсуновского. Адажио из «Спартака» подразумевает использование солиста лишь как носильщика доминирующей партнерши. Где тут показать возможности? Хорошо, что яркий тувинец Дангыт Субедей (вторая премия) смог как следует раскрыться в партнерстве с Исмагиловой. А солист Мариинского театра Максим Изместьев (третья премия) показал, на что способен, сделав три тройных saut de basque в героической вариации из балета «Пламя Парижа».

Что касается наград у женщин соло, то при отсутствии первой премии, череда милых барышень, от казашки Малики Ельчибаевой и россиянки Анастасии Смирновой (обе – вторая премия) до кореянки Ким Юджин и нашей Екатерины Варламовой (обе – третья премия) легко могла бы поменяться местами. Все красиво, грамотно и мило.

Варламова показала редкие номера – вариацию из балета «Бабочка» и фрагмент танцев Бурнонвиля из оперы «Вильгельм Телль». Но пока неясно, что будет с личным творческим вкладом в историю балета. Впрочем, конкурс за будущее участников не в ответе.

Младшая группа. Первое место петербуржанки Марии Кошкаревой не вызывает сомнений: уже в вариации Сванильды из «Коппелии» у юной студентки возник полноценный художественный образ, слепленный не только из техники: из поворота головы, точного соотношения статики и динамики, даже выражения лица. А какая она была Ширин в «Легенде о любви»! Полностью готовая к профессии балерина.

Ее соученица по Академии имени Вагановой Ярославна Куприна (вторая премия) порадовала острым кокетством пуантов в вариации Китри и чувством позы в вариации Гебы из «Пробуждения Флоры».

Балерина из Уфы Камила Султангареева (третья премия) вполне убедила как Медора («Корсар»).

В разделе дуэтов победили (без выдачи участникам первой премии) заметные россиянки. Валерия Кузнецова – чуткая к балетной романтике Жизель и соблазнительная Одиллия. Дарья Чугунова – надлежаще жизнерадостная и крепко стоящая на ногах Коппелия из одноименного балета.

У юношей золотым медалистом стал ученик МГАХ Макар Михалкин, обещающий стать премьером. Для этого есть все возможности, от отменной балетной формы до элегантной манеры танца, что был показано уже на первом туре, в вариациях из «Пахиты» и «Жизели». Детали танца, впрочем, еще следует отточить.

Серебряная медаль румына Луки Добоша – слишком большой аванс для участника, показавшего танец неровный и часто технически неряшливый. Куда убедительней такого же, серебряного, уровня победа Тайги Кодмама-Памфрета, британца из Академии Вагановой, который головокружительные трюки проделывал непринужденно, и два третьих места, россиянина Ивана Одинцова и гостя из Кореи Чжон Чхона.

Поскольку дуэтов в младшей группе было мало, то серебро прыгучего и «вращательного» Ромы Гуделева из Белоруссии, при невручении первой и третьей премий в этом разделе, следует считать справедливым даром небес. А почему на третий тур не прошли японка Сиори Фукуда из российской труппы, с редчайшими на наших сценах тройными фуэте, и талантливый пермяк Георгий Еналдиев (огненный темперамент в вариации из «Гаяне»), остается только догадываться.

Жаль, что еще один заметный пермяк, Кирилл Макурин, упал на сцене – и потерял баллы. А Фукуде, видимо, не простили слабый современный номер.

Бескорыстно порадуемся за тех, кто получил более 2 млн рублей (первая премия у старшей группы) или 1,5 млн (золотая медаль в младшей). К тому же щедрым жестом отменили налогообложение конкурсных премий. Правда, на Grand prix (7,5 млн) государству удалось сэкономить: его не присудили никому.

Майя КРЫЛОВА
Classical Music News.ru, 13.06.2022 г.