Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

18.01.2003

Планка, которую мы взяли

С 18 декабря по 4 января в столице княжества Уэльс городе Кардифф (Великобритания), в зале Святого Давида проходили гастроли Красноярского государственного театра оперы и балета со спектаклями "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Всего жители самой молодой столицы в Европе посмотрели 20 спектаклей.

"Лебединое озеро"Возвратившись с гастролей, красноярцы во всей красе предстали на пресс-конференции, потому как и рассказать было что, и похвалиться было чем. Например, по словам директора театра Веры Ситниковой, параллельно с красноярцами в Кардиффе выступало несколько других весьма именитых коллективов, которые не назвали, чтобы не обижать. Так вот, если спектакли красноярского театра проходили с непременными и постоянными аншлагами (вместимость зала – 1300 мест), то "параллельные коллективы" так же, как и сибиряки, работавшие по приглашению именитой продюсерской компании "Раймонд Габи", собирали максимум пятьдесят процентов зала. Чем, кстати сказать, были неприятно удивлены.

За сезон-2002 Красноярский театр оперы и балета дает уже третьи гастроли. На Тайвань возили "Лебединое озеро" и "Кармен", на Кипре показали "Дочь Эдипа". И, наконец, Англия. Вера Ситникова, кстати говоря, весьма горда тем, что коллектив, которым она руководит, импресарио приглашают на гастроли дважды, так Испания, Кипр, Тайвань рукоплескали сибирским артистам. Наконец, очень заинтересовалась красноярцами старейшая в Европе продюсерская фирма "Раймонд Габи" (она работает, например, с театром имени Станиславского и великим певцом Лучано Паваротти), генеральный директор которой Роберт Джолли дважды проделал 3,5-часовой путь от Лондона до Кардиффа и посмотрел оба красноярских балета. Теперь ведутся переговоры о дальнейшем сотрудничестве и об эксклюзивном праве представлять сибиряков-красноярцев на сценах Европы и Америки. Кстати, после гастролей на Кипре получено приглашение на выступления в Греции, а после английского вояжа артистов из Красноярска хотят видеть там еще раз.

Первые два дня зал был заполнен примерно на три четверти, а дальше сработало "сарафанное кардиффское радио", и большинство представлений проходило при аншлаге. Остается лишь догадываться, откуда в небольшом городке появилось столько зрителей, вероятно, приезжали они со всего туманного Альбиона. Концертный зал Кардиффа устроен так, что после установки театральных декораций с некоторых мест в зале было видно лишь часть сцены. И даже эти, не самые удобные места продавались на аншлаговые спектакли. При том, что билеты были совсем не дешевы: самые дорогие – 27,5 фунта (1 фунт равен 51 рублю по курсу Центробанка РФ), в то время как самые дорогие билеты на праздничный концерт оркестра Би-би-си Уэльса 1 января 2003 года стоили 17,5 фунта.

Главный дирижер театра Анатолий Чепурной убежден, что Англия – та страна, которую необходимо пройти любому музыкальному коллективу, чтобы перед ним открылись двери во все остальные государства. "Это планка, которую мы взяли", – уверенно заявил Анатолий Петрович.

Акустика в зале Святого Давида великолепна – по этому показателю концертный зал Кардиффа занимает первое место в Европе для больших залов и пятое место в мире. В этом зале гастролировало большинство ведущих оркестров мира. Сами понимаете, с каким подъемом выступали красноярские музыканты перед местными ценителями-меломанами. Но даже великолепнейшая акустика на самом деле способна стать танцору противником, ведь любое движение ногой вызывает шум в зале. "Поэтому приходилось работать ногами в два раза больше", – подчеркнула артистка балета, педагог-репетитор Елена Югова.

В связи с вопросом о сцене английской нельзя не вспомнить о сцене красноярской, тем более что директор Вера Ситникова попросила прессу, так сказать, заострить внимание на этой проблеме. За минувший сезон два ведущих солиста театра получили серьезные травмы на "мягкой" красноярской сцене, так как сцена эта не ремонтировалась уже четверть века.

"Щелкунчик"На самом деле вслед за темной полосой жизни приходит светлая: итоги поездки обнадеживают. Во-первых, выступление красноярцев было отмечено британской критикой (особое внимание обращалось на карнавальный характер "Щелкунчика", необычную трактовку "Лебединого озера", на интересные костюмы и красочные декорации), а в Англии подобное значит чрезвычайно много, потому что телевидение культурные события не освещает абсолютно, уделяя особое внимание так называемому маленькому человеку, а политика в Англии сводится лишь к двум вещам: Ирак и Южная Корея. "Постановка сибиряков была удивительной с самого начала и остается такой до конца, – писала о "Лебедином озере" "South Wales Echo". – Она напомнила нам, каким магическим может быть балет "Лебединое озеро", когда он хорошо поставлен... "Лебединое озеро" идет до 5 января и стоит того, чтобы потратить свои "рождественские" деньги на покупку билета". "Этот "Щелкунчик" воплощает фантазии жизни, – говорит то же печатное издание о другой нашей постановке. – В нем много эффектных сцен... Роскошные костюмы – все равно что детская сказка, претворившаяся в жизнь".

Итогом гастролей стало приглашение в Красноярск балетной пары солистов из Челябинска: Николай Олюнин и Анастасия Чумакова уже написали заявления и должны окончательно перебраться в город на Енисее в конце января.

Художественным руководителем балета и главным балетмейстером театра назначен лауреат международных конкурсов балетмейстеров Сергей Бобров, который фактически уже занимал эту должность, поставив на красноярской сцене 6 спектаклей: "Царь-рыба", "КонТУРданс", "Дочь Эдипа", "Щелкунчик", "Кармен" и "Лебединое озеро". Теперь статус руководителя закреплен за ним юридически.

Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 18.01.2003 г.