Цветовая схема:
Самым важным событием культурной жизни Красноярска в течение второй недели ноября стал V Международный форум "Балет ХХI век".
Предыдущие форумы были связаны с юбилейными датами легенд отечественной хореографии Галины Улановой и Юрия Григоровича, а также классика музыки ХХ века Сергея Прокофьева. Нынешний посвящён 200-летию гениального французского балетмейстера Мариуса Петипа, большую часть своей жизни прожившего в России и подарившего миру десятки немеркнущих хореографических шедевров.
С 7 по 13 ноября на различных площадках Красноярска проходили мастер-классы для профессионалов и любительских хореографических студий, круглые столы, посвящённые творчеству Петипа, лаборатория для управленцев учреждений культуры "Социальное предпринимательство", выставки архивных материалов из фондов Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.
Форум открылся премьерой балета А. К. Глазунова "Раймонда", первым постановщиком которого был М. Петипа. Далее последовали тематические концертные программы "Балет сквозь времена" и "От Петипа до современности". Помимо этого, на сцене театра имени Д. А. Хворостовского как в дневное, так и в вечернее время проходили конкурсные выступления участников хореографического "состязания" "Гран-при Сибири", итогом которого стал гала-концерт лауреатов и дипломантов.
Премьера "Раймонды" требует особого разговора. А пока хочется поделиться с читателями своими впечатлениями о вечерах балета и о конкурсе юных хореографических дарований.
Проект "Балет сквозь времена" открыли новой постановочной версией Сергея Боброва "Весны священной". По словам этого незаурядного хореографа, он слышит в музыке И. Ф. Стравинского "тревожные и апокалипсические предчувствия, <...> некий космизм, интуитивное ощущение композитора кратковременности бытия от начала до его конца". Найденное Бобровым пластическое решение и видеоряд этого одноактного спектакля вполне убеждают.
В программу "Балета на все времена" вошли и две работы известного итальянского мастера в области хореографии модерн Франчески Фрассинелли: "Ромео и Юлия" (на музыку увертюры-фантазии П. И. Чайковского "Ромео и Джульетта") и "Болеро" М. Равеля.
Красноярская труппа живо откликнулась на смелые искания Ф. Фрассинелли и способствовала их успеху у публики. На автора этих строк самое большое впечатление произвело сценическое воплощение "Ромео и Юлии". Сложнейшая задача раскрыть основные этапы сюжета трагедии У. Шекспира в двадцатиминутном музыкальном произведении решена на отлично.
В концерте под титулом "От Петипа до современности" так же, как и в программе "Балет на все времена", наряду с красноярскими ведущими солистами приняли участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска (задействованные в телевизионном проекте "Большой балет"). Им подвластны и строгий академизм, и лексика "contemporary dance" (современного танца).
Из всех работ хореографов ХХI века во втором тематическом концерте в память особенно врезался "Рахманинов" С. Боброва на основе медленной части знаменитого Второго фортепианного концерта великого русского романтика. Этот номер воспринимается как гимн вдохновенному танцу. Хореография, совмещающая в себе классику и свободную пластику, находится в полном контакте с музыкой.
В дни форума внимание наших любителей балета, конечно же, было приковано к конкурсу. Его уровень на сей раз, по словам сопредседателя интернационального авторитетного жюри, народного артиста Советского Союза Вячеслава Гордеева, был очень высоким.
Многие юноши и девушки уже имеют солидный конкурсный опыт и регалии. Из числа участников, вышедших в третий тур, было трудно выделить лучших. В результате лауреатами вторых и третьих премий стали сразу по несколько конкурсантов.
Как и следовало ожидать, наиболее сильной была делегация Московской академии хореографии. Лауреатами первой премии в младшей возрастной группе стали её воспитанники Елизавета Кокорева и Дмитрий Смилевски. В число лауреатов и дипломантов вошли и все другие юные москвичи.
Прекрасное впечатление произвели также представители Южной Кореи.
Студентка Красноярского хореографического колледжа Анастасия Щевцова по праву разделила III премию с мастеровитой не по годам, миниатюрной москвичкой Софьей Маймула.
В старшей возрастной группе выделились солисты московских театров: Музыкального академического имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (получивший первую премию Юрий Выборнов) и Академического театра балета под руководством Натальи Касаткиной и Владимира Василева (Галина Гармаш – вторая премия и Владислав Дубенко – третья).
Отлично выступили стремительный и воздушный Фарух Садыркулов из Киргизии (вторая премия), а также посланцы театра оперы и балета Уфы – утончённая Алиса Алексеева (первая премия) и её партнёр – харизматичный и виртуозный японец Онодера Шота (вторая премия).
Честь красноярского балета достойно защищали Анна Федосова (вторая премия) и Даниил Костылев (диплом). Но на особой высоте оказался на редкость упорный и целеустремлённый Георгий Болсуновский.
В этом конкурсе он участвовал уже третий раз. Начал с третьей премии в младшей возрастной группе. В 2016 году удостоился почётного диплома среди старших. И вот – Гран-при! "Конёк" Болсуновского – партия Базиля в балете "Дон Кихот" Л. Минкуса. Это он вновь доказал блестящим выступлением в финале гала-концерта лауреатов.
Настоящим открытием в па-де-де из "Дон Кихота" стала партнёрша Георгия – темпераментная, получившая прекрасную школу в Перми японка Саяко Такуда. Она выступала вне конкурса.
Форум "Балет ХХI век" уже превратился в традицию. И это замечательно.
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 21.11.2018 г.