Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

27.11.2018

На V Международном форуме «Балет XXI век»

Красноярск — 200-летию Мариуса Петипа и году русского балета

Международный форум «Балет XXI век» за всё время своего существования успел стать подлинным брендом, с «любовью и нежностью» выпестованным Красноярским государственным театром оперы и балета (КГТОиБ), ныне носящим имя Дмитрия Хворостовского (1962–2017). Нынешний пятый по счету Форум от первого (тогда еще всероссийского) отделяют восемь лет – срок по меркам истории небольшой, но вполне достаточный для того, чтобы по образу и подобию этого Форума и другие регионы страны стали включаться в соответсвующее движение. Пожалуй, главная изюминка красноярского форума «Балет XXI век», проходящего с периодичностью раз в два года, – проведение в его рамках конкурса артистов балета, который с приобретением Форумом международного статуса также стал международным, получив свое нынешнее название «Гран-при Сибири» на III форуме четыре года назад.

Гран-при СибириМеждународный конкурс балета «Гран-при Сибири» – еще один бренд Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, и как институт, прочно и уверенно стоящий на собственных организационно-творческих ногах, он вполне мог бы существовать и автономно. Но включенность в рамки Форума придает этому состязанию особую «идеологическую» значимость. Балетный форум – это ведь не обязательно конкурс балета, но если конкурс проводится в рамках форума, то общественный резонанс самогó форума существенно выше! Вооруженный этой простой, но действенной истиной, форум «Балет XXI век» в сáмом центре Сибири вот уже в третий раз в своем международном статусе поражает грандиозностью театрального и конкурсного размаха, основательностью программного наполнения в контексте избранной тематики конкретного года, а также многоплановостью и широтой своих научно-практических устремлений.

V Международный форум «Балет XXI век» прошел в Красноярске с 7-го по 13 ноября нынешнего года, и это его первый полуюбилей. 2018 год объявлен в России годом русского балета, что далеко не случайно, ведь это год 200-летия со дня рождения танцовщика и великого «русского» балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа (1818–1910), француза, состоявшего на службе российских императорских театров с 1847-го по 1903 год. Его богатейшее хореографическое наследие поколениями артистов балета передавалось из рук в руки и «из ног в ноги», и сегодня, неизбежно претерпев невероятно мощное техническое и эстетическое совершенствование, свой неповторимый аромат грациозности оно, конечно, не утратило. Так что проведение V Международного форума «Балет XXI век» под знаком Петипа и русского балета абсолютно резонно и ни малейших вопросов не вызывает!

Гран-при Сибири

С именем этого балетмейстера связана слава русского классического балета в XX веке, не меркнущая и по сей день, но сегодня проблема сохранения хореографического наследия Мариуса Петипа, как показали конкурсные состязания в Красноярске, весьма актуальна, ибо единого «текстологического» стандарта исполнения этой хореографии (а в год 200-летия мастера это обязательная часть программы) до сих пор нет. Впрочем, привести ее к общему знаменателю весьма проблематично, ибо в большинстве случаев восстановить оригинал уже невозможно. А стилизации «в духе Петипа» зачастую не всегда убедительны: подобная сфера современного хореографического творчества – материя тонкая, и это удел больших мастеров. Достаточно хотя бы назвать имя Юрия Григоровича, выдающегося балетмейстера наших дней, который как раз и является президентом Международного конкурса балета «Гран-при Сибири». Сегодня проблема первозданности, «аутентичности» хореографии Петипа – это сфера критического анализа для профессионалов балета.

В научно-практическом аспекте

На творческом пересечении программы V Международного форума «Балет XXI век» и программы Международного культурного центра (МКЦ) «Перекресток культур 2018», которая под эгидой Министерства культуры Российской Федерации в нынешнем году осуществляется в трех городах России (Красноярске, Санкт-Петербурге и Астрахани), прошел ряд важных мероприятий. В фойе второго этажа КГТОиБ состоялось открытие выставки «200 лет Мариусу Петипа» на основе материалов из фондов Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. С интересными фактами жизни и творчества «отца русского балета» красноярцы и многочисленные гости Форума смогли познакомиться впервые. Экспозицию, доступную для обзора публики в течение месяца, составили фотографии, афиши, архивные документы и эскизы костюмов.

Гран-при СибириВ КГТОиБ прошла хореографическая лаборатория «Традиции классических балетов: из прошлого в будущее» (хореограф Зейнеп Сунал Саадет, член жюри нынешнего конкурса «Гран-при Сибири», художественный руководитель Международного фестиваля балета в Бодруме, Турция). Лаборатория на эту же тему, но на сей раз для непрофессиональных танцовщиков, студий и любителей балета, состоялась в финтес-клубе «Excellent» (ее провела ведущая солистка балета КГТОиБ Мария Куимова-Литвиненко). Лаборатория для управленцев учреждений культуры под названием «Социальное предпринимательство» прошла в Зале «Novotel Красноярск Центр». Ее целью и задачей стал поиск эффективных механизмов взаимодействия социального предпринимательства и искусства.

Среди вынесенного на обсуждение оказались такие важные темы, как «Возможности и технологии развития социального предпринимательства в социокультурной деятельности», «Взаимодействие НКО и учреждений культуры», «Взаимодействие театра с бизнесом как актуальное перспективное направление деятельности», «Привлечение бизнес-структур в культуру», «Социальное предпринимательство за рубежом». В ходе многостороннего диалога мнениями по этим актуальным вопросам обменялись представители бизнеса, НКО, руководители учреждений культуры. В предпоследний день Форума в том же зале состоялась финальная сессия МКЦ, на которой были представлены реализованные проекты и подведены итоги. Модератором этих обсуждений выступила Юлия Большакова (доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИСа).

Она же стала и модератором большого круглого стола «Русский балет. 200 лет с Мариусом Петипа», состоявшегося в Красноярском государственном институте искусств для преподавателей и учащихся вузов, колледжей культуры и искусства. Во главу угла мероприятия была поставлена популяризация русского классического балетного искусства и наследия великого балетмейстера. В ходе круглого стола прозвучали пять интереснейших докладов: «Слово о Петипа» (зав. кафедрой истории музыки Красноярского института искусств Людмила Гаврилова), «Ориентальные мотивы в балетах Петипа» (преп. кафедры хореографии и балетоведения МГАХ Оксана Карнович), «Наследие Петипа на сцене КГТОиБ» (преп. Красноярского хореографического колледжа Алексей Павленко), «Учимся у Мариуса Петипа: М. Петипа в программе Красноярского хореографического колледжа» (и.о. художественного руководителя Красноярского хореографического колледжа Ольга Акинфеева), «Сотворчество Мариуса Петипа с Александром Глазуновым» (доц. кафедры истории музыки Красноярского института искусств Наталья Винокурова).

Последний доклад имел особую значимость, ведь в день открытия Форума на сцене КГТОиБ состоялась премьера балета «Раймонда» Александра Глазунова в постановке Юрия Григоровича. Новая двухактная редакция была создана им специально для этого театра, и речь о ней пойдет в следующей части настоящего обзора. При этом в дни работы V Форума в Красноярске также состоялось и пленарное заседание генеральной ассамблеи Международной федерации балетных конкурсов (МФБК), и если названный выше круглый стол прошел в популярном теоретико-историческом аспекте, то еще один круглый стол, организованный по линии МФБК, проблему сохранения хореографического наследия Петипа обозначил в научно-практическом контексте. Его тема была сформулирована так: «Роль конкурсного движения в сохранении и передаче молодому поколению наследия и традиций мировой хореографии. Мариус Петипа – эпоха классического танца и ее роль в современном конкурсном репертуаре».

Гран-при СибириМодератором этого круглого стола стала Валерия Уральская (руководитель службы информации МФБК, главный редактор журнала «Балет», а участниками – Сергей Усанов (ответственный секретарь жюри конкурса «Гран-при Сибири», генеральный директор МФБК), Вячеслав Гордеев (сопредседатель жюри конкурса, художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет»), делегаты от балетных конкурсов, входящих в МФБК, а также гости Форума (специалисты в сфере балета). Суть живого заинтересованного диспута на этом мероприятии свелась к тому, что в качестве путеводного ориентира для конкурсантов необходимо создание каталога классической хореографии с обязательной музыкальной раскладкой (в идеале – с видеоприложением).

Разговор об этом идет уже давно, но практической отдачи от него до сих пор нет. Эта весьма амбициозная, но архиважная задача невероятно сложна тем, что для ее решения нужны огромные экспертные ресурсы, тем, что сегодня полярность взглядов на наследие Петипа велика даже в среде профессионалов, а также тем, что сей интеллектуально-емкий процесс потребует немалого времени и, конечно же, финансирования. А его, как говорится, надо ведь где-то еще изыскать! И всё же хочется верить, что рано или поздно при долгосрочном планировании проектов под эгидой Министерства культуры России решение поднятой проблемы всё же будет прописано отдельной строкой, ведь балетные форумы как раз и нужны для того, чтобы сфера балета год от года становилась всё лучше и лучше!

В сфере балетного театра

«Раймонда» в постановке Юрия Григоровича – восхитительный образец весьма тонкой и органичной стилизации, в которой пиетет к бережно использованной хореографии Петипа не просто соблюден формально, а развит необычайно мастерски – драматургически ярко, стройно и цельно. Изумительная бесшовность соединения старого и нового дышит в новом спектакле свежестью современной жизни, сохраняя при этом благоухающий аромат чистой романтической идиллии. На основе сценарного плана Лидии Пашковой по мотивам средневековых легенд (зиждущегося на французско-венгерской «фольклорной» почве) Юрий Григорович выстраивает свое собственное либретто, укорачивая его содержательно, но «дотанцовывая» многое из того, что у Петипа было лишь в форме пантомимы.

РаймондаВ красноярской версии, как и в возобновлении балета в 2003 году в Большом театре России, хореограф вновь отказывается от Белой дамы (покровительницы дома Раймонды), которая на премьере 1984 года как персонаж значилась. Но на сей раз, перенося привычное гран-па третьего акта в начало первого, отказываясь от сюиты харáктерных танцев третьего акта и делая ряд купюр в первом акте, он создает компактную, но абсолютно полноценную двухактную версию. Уже во втором акте после поединка Жана де Бриена и Абдерахмана, в результате которого последний оказывается поверженным в прах, сюжет балета де-факто исчерпан, а третий всегда был большим свадебным дивертисментом, так что зигзаг новой редакции, в принципе, не удивляет. Но когда в крови сидит полноформатная трехактная редакция, признаться, этот ход своей неожиданностью невольно застает врасплох…

Балет венчается привычным для редакции Юрия Григоровича лирическим любовным дуэтом главных героев, и, конечно же, и на сей раз впечатляют его хореографические находки, связанные с образом Абдерахмана: его внезапное эффектное появление в «Грезах Раймонды», а также па д’аксьон и «представительская» сюита харáктерных танцев второго акта. Эмоционально-действенная харáктерность партии сарацинского рыцаря на уровень такой большой значимости поднята впервые, и, как ни странно, она – важнейшая скрепа танцевально-сюжетного развития двух актов на контрасте «любви небесной» (со стороны Жана де Бриена) и «любви земной» (со стороны Абдерахмана) по отношению к Раймонде.

Весна СвященнаяОформление спектакля по оригинальным – уже можно даже сказать «историческим» – эскизам Симона Вирсаладзе осуществили Дмитрий Чербаджи (сценография) и Людмила Иус (костюмы), а ассистентами хореографа-постановщика выступили Руслан Пронин и Оксана Цветницкая. Место за дирижерским пультом спектакля занял Анатолий Чепурной (главный дирижер и музыкальный руководитель театра), и, как показала премьера, эта постановка стала профессионально-мощным единением всех творческих сил труппы. Она явила не только впечатляющий «любовный треугольник» сюжета (Раймонда – Екатерина Булгутова, Жан де Бриен – Юрий Кудрявцев, Абдерахман – Егор Осокин), но и прекрасные корифейские воплощения (подруги Раймонды Клеманс и Генриетта – Елена Свинко, Анна Федосова; трубадуры Бернар и Беранже – Даниил Костылев, Георгий Болсуновский).

В гран-па первого теперь акта эта мужская двойка плюс Марчелло Пелиццони и Федор Пискарёв весьма эффектно запомнились в вариации четырех кавалеров, Наталья Боброва – в прелестной сольной вариации, а пара главных героев – во всём комплексе своих танцевальных па (адажио, вариациях, финальной коде). В поистине неиссякаемый упоительный поток мелодического симфонизма Глазунова образную одухотворенность и техническую элегантность эта пара вносила с чувством стиля и уверенным актерским куражом, а их «волшебную» эстафету балетной классики представительно щедро переняло затем первое отделение концерта-путешествия по мировой хореографии «От Петипа до современности». Его второе отделение было отдано современной хореографии, а состоялся он как в рамках Форума, так и в рамках МКЦ «Перекресток культур 2018».

Его режиссером стал художественный руководитель КГТОиБ Сергей Бобров, дирижером – Анатолий Чепурной. Так как финалом первого отделения явилось па-де-де Авроры и Дезире из «Спящей красавицы» Чайковского (Екатерина Булгутова, Юрий Кудрявцев), то и вся его программа предстала свадебным дивертисментом. Данное па-де-де, фрагменты из «Пахиты» Минкуса (учащиеся Красноярского хореографического колледжа и солист Екатеринбургского театра оперы и балета Алексей Селивёрстов), танец с барабанами с внедренной в него вариацией Золотого божка из «Баядерки» Минкуса (солисты – Анастасия Осокина, Егор Осокин, Илья Хапров плюс Даниил Костылев) и па-де-де Одиллии и Зигфрида из «Лебединого озера» Чайковского (Елена Свинко, Марчелло Пелиццони) обозначили вехи наследия Петипа.

Ромео и ЮлияПри этом адажио из «Щелкунчика» Чайковского (солисты Новосибирского театра оперы и балета Ксения Захарова и Николай Мальцев) было представлено в хореографии Начо Дуато, «Русский танец» из «Лебединого озера» (Маргарита Белова) – в хореографии Касьяна Голейзовского, а вечно живой «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса (Мария Куимова-Литвиненко) – в хореографии Михаила Фокина. «Гостевых» номеров во втором отделении было всего три: «Несовместимость» на музыку Габриэля Прокофьева в постановке Константина Матулевского (солистка «Балета Москва» Кристина Рюмшина /Москва/ и Константин Матулевский /Санкт-Петербург/), «Rewind» на музыку Хенрика Гурецкого в постановке Хуанхо Аркеса (солисты Екатеринбургского театра оперы и балета Мики Нисигути и Алексей Селивёрстов), а также «Человек» на музыку Йоси Хорикавы в постановке Юлия Коробейникова (выпускной курс отделения народно-сценического танца Красноярского хореографического колледжа). Остальные современные опусы представили солисты КГТОиБ: в аспекте психологизма и чувственного драйва, выразительной пластики и ассоциативной содержательности именно эти опусы и произвели наибольший эффект.

«Пробуждение» на музыку Рахманинова (Екатерина Булгутова, Юрий Кудрявцев) сочинил Сергей Бобров, а два других опуса – «Memory of us» на музыку Шопена (Даниил Костылев, Федор Пискарёв, Алексей Резвицкий) и «Mutual comfort» на музыку «Ave Maria» Шуберта (Олеся Алдонина, Георгий Болсуновский) – специально для Форума подготовила Франческа Фрассинелли (член жюри нынешнего конкурса, балетмейстер, преподаватель Академии искусств Генуи, Италия). Кроме этого для красноярской труппы она также поставила два одноактных балета: бессюжетное «Болеро» на музыку Равеля и сюжетную миниатюру-зарисовку «Ромео и Юлия» на музыку хрестоматийно известной увертюры-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта». Весьма эффектное «Болеро» явило символику алгебры рациональной хореографической гармонии: она возникала в вечной абстракции «времени-пространства-движения», а четкие и строгие композиции-фигурации ансамбля артистов представали от мятежно пульсирующих до эмоционально взрывных…

И это было второе исполнение «Болеро», ибо премьера вместе с «Ромео и Юлией» и «Весной священной» Стравинского в новой хореографической версии Сергея Боброва состоялась днем ранее в рамках вечера современной хореографии в трех отделениях под названием «Балет сквозь времена». Режиссер программы – Сергей Бобров (этот вечер был посвящен его 55-летию), дирижер – Анатолий Чепурной. Премьере «Болеро» в финале третьего отделения предшествовали выступления четырех пар, объединенных участием в грандиозном телешоу – в проекте «Большой балет» – и исполнивших оригинальные номера современной хореографии. В числе таковых – уже знакомые нам Елена Свинко и Георгий Болсуновский, Екатерина Булгутова и Юрий Кудрявцев, Ксения Захарова и Николай Мальцев, Мики Нисигути и Алексей Селивёрстов. Пятая пара, примкнувшая к ним в аспекте современной хореографии, – Кристина Рюмшина и Константин Матулевский. «Большой балет» вживую и впрямь стал изюминкой вечера, но всё же главные впечатления программы держались «на трех китах» – «Весне священной» в первом отделении, «Ромео и Юлии» во втором и «Болеро» в третьем!

В главных партиях мини-дайджеста на музыку Чайковского, создав пластически утонченные, но рельефно артистичные образы, выступили Наталья Боброва (Юлия) и Георгий Болсуновский (Ромео). Но лишь двумя персонажами на сцене балет, партитура которого звучит порядка двадцати минут (возможно – чуть больше), не ограничивается. За это время перед взором зрителя проходят и кордебалет, и практически все персонажи известного вечного сюжета, так что это действительно сюжетный мини-балет, причем – весьма любопытный, динамичный, отчасти наивный, но очень искренний и лиричный. Расслышать русскую музыку Франческа Фрассинелли смогла довольно хорошо, и своей пластически-постановочной концепцией, лекалом костюмов в стиле модерн при скупом минимуме вспомогательной сценографии она, однозначно, убеждает. Весьма позитивную услугу ее спектаклю оказывают дизайнерские решения Сергея Боброва: в атмосферу театра (в эпоху и место сюжета) они погружают с помощью видеопроекционного задника.

В «Весне священной» Сергей Бобров – не только хореограф, но и дизайнер костюмов, и художник-сценограф, делающий уверенную ставку на явно безграничные возможности видеотехнологий и на сей раз. Впервые к этой музыке он обратился в 2010 году, приурочив премьеру к первому – тогда еще всероссийскому – форуму «Балет XXI век», и нынешней обновленной версией в год первого полуюбилея «Форума» хореографический круг словно замыкается на новом качественном витке. С этим тезисом название «Мистический круг», данное хореографом финальной части балета, – простое совпадение, но сама его работа – визуально-мощная и зрелищная хореографическая симфония для четырех солистов с кордебалетом, обнаруживающая циклическую структуру. Очень важно, что эта симфония – не абстрактно-чувственная, а сюжетная. Ее финал, которому предшествует динамичное развитие, подводит к началу, ведь рождение и смерть, возрождение и угасание, эволюция и регресс, позитивное и негативное – это две контрастные стороны человеческого бытия.

Философское размышление о цикличности всего живого в природе, о сложившихся догмах и предрассудках, об отчуждении всего нового и неприятии альтернативы, идущей вразрез с обыденностью, перерастает рамки языческой славянской обрядовости, обретая «космизм» хореографического высказывания и выходя на просторы идеализированного человеческого мироздания. Раз есть человек, значит, есть и социум. А значит, неизбежно есть и трагедия маленького человека в этом социуме. Именно об этом и говорит с нами хореограф. Психологическое развитие танцевально-симфонической коллизии выстроено по оригинальному драматургическому плану, а в основе хореографической лексики – язык классического танца, преломленный через призму новых музыкальных и пластических задач, и этим языком – языком пластики тела и актерского интеллекта – вся команда исполнителей владеет в совершенстве, а стопроцентно вжившийся в свои образы «квартет» солистов – Олеся Алдонина (Ведунья), Екатерина Булгутова (Отчужденная), Вожеватый (Кирилл Литвиненко) и Даниил Костылев (Чуждый) – захватывает вневременнóй и, опять же, космической универсальностью.

На конкурсной орбите

Поскольку нынешний Международный конкурс балета «Гран-при Сибири» прошел в рамках V Международного форума «Балет XXI век», то уместно напомнить, что Форум, состоявшийся под патронатом губернатора Красноярского края и под эгидой МФБК, и на сей раз получил поддержку Министерства культуры Российской Федерации, министерства культуры Красноярского края и администрации города Красноярска. Президент жюри этого конкурса Юрий Григорович является также президентом МФБК. Некоторые члены жюри уже были представлены, но, не боясь повториться, приведем весь список полностью:

• Оливье Патé – сопредседатель жюри, хореограф, педагог-репетитор Королевского балета Фландрии (Бельгия / Франция);

• Вячеслав Гордеев – сопредседатель жюри (Россия);

• Сергей Бобров;

• Парк Джо Кын – президент Корейского балетного фонда, профессор кафедры балета Sang Myung University, основатель Всемирного балетного конкурса «Гран-при» (2018), вице-президент международных конкурсов балета, директор Международного фестиваля танца ЮНЕСКО, художественный руководитель Сеульского балета (Южная Корея); • Марина Леонова – ректор МГАХ, балетный педагог, профессор (Россия);

• Зейнеп Сунал Саадет (Турция);

• Констанин Иванов – художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета им. Эрика Сапаева, балетмейстер, министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (Россия);

• Маргерита Паррилла – директор Национальной академии танца в Риме (1996–2013), с 2016 года старший эксперт ANVUR (Национального агентства по оценке системы образования и науки) в сфере надзора за учреждениями высшего художественного, музыкального и танцевального образования (Италия);

• Франческа Фрассинелли (Италия);

• Константин Уральский – художественный руководитель балетной труппы и главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета (Россия);

• Турсынбек Нуркалиев – директор балетной труппы «Астана Опера» (Казахстан);

• Сергей Усанов – ответственный секретарь жюри (Россия).

В Красноярск на конкурс «Гран-при Сибири» съехались молодые танцовщики из России, Украины, Казахстана, Армении, Киргизии, Италии, Германии, Турции, Южной Кореи, Японии и США. Первый (заочный отборочный) тур проходил по видеозаписям, а на втором (очном) туре в соревнование де-факто вступили 52 участника: 31 в младшей группе (до 19 лет) и 21 в старшей (от 19 до 26 лет). Российские участники в младшей группе (21) представляли Москву (8), Красноярск (4), Пермь (3), Уфу (3), Новосибирск (1), Бурятию (1) и Якутию (1), а в старшей группе (9) – Москву (3), Красноярск (3) и Уфу (3). По решению жюри к третьему туру были допущены 27 участников (14 в младшей и 13 в старшей группе). 13 ноября на сцене КГТОиБ состоялись торжественное награждение и большой гала-концерт лауреатов и дипломантов, а итоги конкурса «Гран-при Сибири» таковы:

Младшая группа (девушки):

• I премия – Елизавета Кокорева (Россия, Москва);

• II премия – Юлианна Коррейа Дрейссиг (Германия), Ю Джин Парк (Южная Корея);

• III премия – Анастасия Шевцова (Россия, Красноярск), София Маймула (Россия, Москва);

• Дипломы – Анастасия Дедикина (Россия, Москва), Юлия Ляховых (Россия, Красноярск), Мария Павлюкова (Украина), Гривнина Алёна (Россия, Москва).

Младшая группа (юноши):

• I премия – Дмитрий Смилевски (Россия, Москва);

• II премия – Мъенг Хон Ли (Южная Корея), Игорь Горелкин (Россия, Москва);

• III премия – Никита Рогов (Россия, Якутск), Вячеслав Спильчевский (Россия, Пермь).

Старшая группа (женщины):

• I премия – Алиса Алексеева (Россия, Уфа);

• II премия – Анна Федосова (Россия, Красноярск), Галина Гармаш (Россия, Москва);

• III премия – Ю Ми Джанг (Южная Корея), Ментеше Султан (Турция).

Старшая группа (мужчины):

• Гран-при – Георгий Болсуновский (Россия, Красноярск);

• I премия – Юрий Выборнов (Россия, Москва);

• II премия – Онодера Шота (Япония), Фарух Садыркулов (Киргизия);

• III премия – Владислав Дубенко (Россия, Москва).

• Дипломы – Даниил Костылев (Россия, Красноярск), Джин Сунг Ан (Южная Корея), Джон Хи Парк (Южная Корея).

Специальные призы:

• Приз губернатора Красноярского края – Дмитрий Смилевски (Россия, Москва);

• Премия мэра Красноярска – Анна Федосова (Россия, Красноярск), Даниил Костылев (Россия, Красноярск);

• Приз и диплом МФБК «За лучшее исполнение хореографии Мариуса Петипа (па-де-де из балета «Талисман») – Алиса Алексеева (Россия, Уфа), Онодера Шота (Япония);

• Премия «За успешную подготовку участников конкурса» – Татьяна Гальцева (МГАХ), Михаил Шарков (МГАХ), Демид Зыков (Красноярский хореографический колледж), Парк Джо Кын (Сеул, Южная Корея);

• Приз «За лучшую современную хореографию» – Нина Мадан (Россия, Москва);

• Сертификат на бюджетное обучение в МГАХ (Москва) – Анастасия Шевцова (Россия, Красноярск), Вячеслав Спильчевский (Россия, Пермь).

Если в 2014 году Гран-при уехал в Казань (Кристина Андреева), в 2016-м присужден не был, то в этом году главная награда Форума, благодаря Георгию Болсуновскому, осталась в Красноярске. Совершенно фантастическая работоспособность этого артиста просто поражает, ведь в дни нынешнего Форума он был активным участником абсолютно всех театральных событий, станцевав за эти дни, кажется, две конкурсные программы, выкладываясь по полной! К слову, в театральных постановках в дни Форума были заняты и другие участники-красноярцы из старшей группы. А Георгий Болсуновский открывал и закрывал гала-концерт лауреатов – открывал монологом Хозе из балета «Кармен» на музыку Бизе, одним из номеров, представленных им на втором туре (хореография Сергея Боброва), а закрывал па-де-де Китри (партнерша – Саяка Такуда) и Базиля из балета «Дон Кихот» Минкуса, представленным в финале конкурса (хореография Александра Горского). Два года назад Георгий Болсуновский стал дипломантом, а на нынешнем конкурсе однозначно доказал, что достоин Гран-при! И никаких сомнений на сей счет решительно нет!

Игорь КОРЯБИН
Belcanto.ru, 27.11.2018 г.