Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

19.06.2007

Творческий прорыв красноярского балета

Длительные зарубежные гастроли стали нормой творческой жизни красноярской балетной труппы. Поклонники Терпсихоры радовались за наших танцовщиков, но их огорчало то, что они надолго разлучались с "Лебединым озером", "Баядеркой", "Ромео и Джульеттой", другими лучшими спектаклями балетного репертуара.

Екатерина БулгутоваТеперь, когда труппа значительно увеличилась, гастроли практически не мешают балетоманам постоянно общаться с любимым видом искусства. В сезоне 2006-2007 годов костяк коллектива, как обычно, находился в разъездах. Тем не менее, на стационаре балетные спектакли нисколько не потеряли в качестве: не прошёл даром труд танцовщиков и заместителя художественного руководителя театра по балету заслуженной артистки России Ольги Акинфеевой – требовательного и компетентного педагога-репетитора. Давно красноярская сцена не знала такого количества интереснейших дебютов и вводов.

Всего второй сезон работает в театре окончившая Красноярское хореографическое училище Екатерина Булгутова. Как и большинство её сверстников, она была зачислена в кордебалет. Но Ольга Акинфеева сразу разглядела в этой совсем ещё девочке творческий потенциал, необходимый как для ведущих классических, так и современных партий. Упорные систематические занятия под руководством Ольги Витальевны дали Кате ощущение свободы рук, ног, корпуса. Исчезли угловатость и резковатая заострённость движений. Выносливость и работоспособность Булгутовой поразительны. Она стремительно входит в репертуар. Не припомню, чтобы какое-то другое юное дарование всего за год освоило такие сложные и разноплановые роли, как Антигона ("Дочь Эдипа"), Китри ("Дон Кихот"), Гамзатти ("Баядерка"), Мари ("Щелкунчик"). Как же всё-таки права прославленная балерина Наталья Макарова, утверждающая, что сценическая нагрузка укрепляет форму, шлифует технику!

Зимой и ранней весной производственная необходимость заставляла юную артистку балета выходить на сцену очень и очень часто, что дало прекрасные плоды. Самое сильное впечатление произвёл дебют Кати в старинном балете "Сильфида", где она выступила в одной из самых значительных классических партий. Образ загадочной лесной феи идеально соответствует индивидуальности молодой балерины. В её Сильфиде с первого же появления на сцене пленяет всё: очарование внешнего облика, юность, искренность, возмущённость, женственная мягкость "произношения" сложных хореографических пассажей.

Неординарных художественных результатов именно в этом сезоне добились и недавние выпускники знаменитой пермской балетной школы: Олеся Алдонина, Светлана Додонова и Дмитрий Пономарёв. Ещё раньше, выступая на первых порах не в самых ответственных партиях, они сразу обратили на себя внимание технической подготовкой и сценической выразительностью. Теперь же каждый из них сделал серьёзную заявку на премьерские роли.

Дмитрий Пономарёв, подобно Екатерине Булгутовой, пожертвовал зарубежными гастролями ради накопления профессионального багажа. Большое событие в его творческой биографии – партия воина Солора в "Баядерке". Молодой танцовщик, наделённый великолепными внешними данными, точен и внимателен в сольных эпизодах (вариациях) и дуэтах. В его исполнительской манере соединяются броскость и элегантность. И, что очень важно, Дмитрий заботится о том, чтобы содержательность танцевальной речи не затмевалась технологией. Это же ценное качество он демонстрирует в роли восточного властелина Шахриара в спектакле "Тысяча и одна ночь".

Светлана Додонова нынешней весной впервые вынесла на суд красноярских зрителей свою трактовку желанных для каждой солистки балета партии Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" и Никии в "Баядерке". Красивая, статная, обладающая удлинёнными пропорциями тела и соответствующая самым строгим канонам классического танца, она удивительно органична в образе Белого лебедя. Трудно оторвать взор от её одухотворённого лица, плавно струящихся движений, певучих, нервно чутких рук-крыльев. В танце Светланы ощущается некий душевный трепет перед этой ролью. Удаётся ей и перевоплощение в коварную, обольстительную Одиллию.

Светлана Додонова и Николай РукосуевНо всё же, думается, стихия Додоновой – лирика. Подтверждение этому – проникновенное, покоряющее тонкой музыкальностью исполнение партии баядерки Никии. Известно, что камень преткновения для многих танцовщиц – та картина балета, где Никия предстаёт перед неверным возлюбленным в облике тени. Но Светлана в этой сцене чудо как хороша! Если накануне в драматической кульминации первого акта танец её пронзителен, то теперь, в дуэте с Солором, она академично и изысканно ведёт "первую скрипку", завораживая отрешённым спокойствием, величественностью и масштабностью замедленных движений.

Таланту и профессиональной подготовке Олеси Алдониной подвластны разные пластические почерки. Она много и естественно танцует Мари в "Щелкунчике". Очень близки ей современные ритмы и современная хореография, что становится совершенно очевидным в "Дочери Эдипа". Интерес к contemporary dance проявился у Олеси ещё в ученические годы. То, что у балерины неразделимы танцевальный и актёрский темперамент, в наибольшей степени проявляется в спектакле "Ромео и Джульетта". "Козыри" её героини – лучезарность и непосредственность, эмоциональная открытость. Умение постичь судьбу Джульетты сердцем трогает до слёз.

Пожалуй, никогда ранее в красноярской балетной труппе не было так много, как теперь, перспективных артистов, влюблённых в свою профессию и стремящихся максимально раскрыть дарованные им способности не жалея сил.

НА СНИМКАХ: Екатерина Булгутова. Светлана Додонова и Николай Рукосуев.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 19.06.2007 г.