Цветовая схема:
Длительные зарубежные гастроли стали нормой творческой жизни красноярской балетной труппы. Поклонники Терпсихоры радовались за наших танцовщиков, но их огорчало то, что они надолго разлучались с "Лебединым озером", "Баядеркой", "Ромео и Джульеттой", другими лучшими спектаклями балетного репертуара.
Теперь, когда труппа значительно увеличилась, гастроли практически не мешают балетоманам постоянно общаться с любимым видом искусства. В сезоне 2006-2007 годов костяк коллектива, как обычно, находился в разъездах. Тем не менее, на стационаре балетные спектакли нисколько не потеряли в качестве: не прошёл даром труд танцовщиков и заместителя художественного руководителя театра по балету заслуженной артистки России Ольги Акинфеевой – требовательного и компетентного педагога-репетитора. Давно красноярская сцена не знала такого количества интереснейших дебютов и вводов.
Всего второй сезон работает в театре окончившая Красноярское хореографическое училище Екатерина Булгутова. Как и большинство её сверстников, она была зачислена в кордебалет. Но Ольга Акинфеева сразу разглядела в этой совсем ещё девочке творческий потенциал, необходимый как для ведущих классических, так и современных партий. Упорные систематические занятия под руководством Ольги Витальевны дали Кате ощущение свободы рук, ног, корпуса. Исчезли угловатость и резковатая заострённость движений. Выносливость и работоспособность Булгутовой поразительны. Она стремительно входит в репертуар. Не припомню, чтобы какое-то другое юное дарование всего за год освоило такие сложные и разноплановые роли, как Антигона ("Дочь Эдипа"), Китри ("Дон Кихот"), Гамзатти ("Баядерка"), Мари ("Щелкунчик"). Как же всё-таки права прославленная балерина Наталья Макарова, утверждающая, что сценическая нагрузка укрепляет форму, шлифует технику!
Зимой и ранней весной производственная необходимость заставляла юную артистку балета выходить на сцену очень и очень часто, что дало прекрасные плоды. Самое сильное впечатление произвёл дебют Кати в старинном балете "Сильфида", где она выступила в одной из самых значительных классических партий. Образ загадочной лесной феи идеально соответствует индивидуальности молодой балерины. В её Сильфиде с первого же появления на сцене пленяет всё: очарование внешнего облика, юность, искренность, возмущённость, женственная мягкость "произношения" сложных хореографических пассажей.
Неординарных художественных результатов именно в этом сезоне добились и недавние выпускники знаменитой пермской балетной школы: Олеся Алдонина, Светлана Додонова и Дмитрий Пономарёв. Ещё раньше, выступая на первых порах не в самых ответственных партиях, они сразу обратили на себя внимание технической подготовкой и сценической выразительностью. Теперь же каждый из них сделал серьёзную заявку на премьерские роли.
Дмитрий Пономарёв, подобно Екатерине Булгутовой, пожертвовал зарубежными гастролями ради накопления профессионального багажа. Большое событие в его творческой биографии – партия воина Солора в "Баядерке". Молодой танцовщик, наделённый великолепными внешними данными, точен и внимателен в сольных эпизодах (вариациях) и дуэтах. В его исполнительской манере соединяются броскость и элегантность. И, что очень важно, Дмитрий заботится о том, чтобы содержательность танцевальной речи не затмевалась технологией. Это же ценное качество он демонстрирует в роли восточного властелина Шахриара в спектакле "Тысяча и одна ночь".
Светлана Додонова нынешней весной впервые вынесла на суд красноярских зрителей свою трактовку желанных для каждой солистки балета партии Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" и Никии в "Баядерке". Красивая, статная, обладающая удлинёнными пропорциями тела и соответствующая самым строгим канонам классического танца, она удивительно органична в образе Белого лебедя. Трудно оторвать взор от её одухотворённого лица, плавно струящихся движений, певучих, нервно чутких рук-крыльев. В танце Светланы ощущается некий душевный трепет перед этой ролью. Удаётся ей и перевоплощение в коварную, обольстительную Одиллию.
Но всё же, думается, стихия Додоновой – лирика. Подтверждение этому – проникновенное, покоряющее тонкой музыкальностью исполнение партии баядерки Никии. Известно, что камень преткновения для многих танцовщиц – та картина балета, где Никия предстаёт перед неверным возлюбленным в облике тени. Но Светлана в этой сцене чудо как хороша! Если накануне в драматической кульминации первого акта танец её пронзителен, то теперь, в дуэте с Солором, она академично и изысканно ведёт "первую скрипку", завораживая отрешённым спокойствием, величественностью и масштабностью замедленных движений.
Таланту и профессиональной подготовке Олеси Алдониной подвластны разные пластические почерки. Она много и естественно танцует Мари в "Щелкунчике". Очень близки ей современные ритмы и современная хореография, что становится совершенно очевидным в "Дочери Эдипа". Интерес к contemporary dance проявился у Олеси ещё в ученические годы. То, что у балерины неразделимы танцевальный и актёрский темперамент, в наибольшей степени проявляется в спектакле "Ромео и Джульетта". "Козыри" её героини – лучезарность и непосредственность, эмоциональная открытость. Умение постичь судьбу Джульетты сердцем трогает до слёз.
Пожалуй, никогда ранее в красноярской балетной труппе не было так много, как теперь, перспективных артистов, влюблённых в свою профессию и стремящихся максимально раскрыть дарованные им способности не жалея сил.
НА СНИМКАХ: Екатерина Булгутова. Светлана Додонова и Николай Рукосуев.
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 19.06.2007 г.