Цветовая схема:
В минувшем году Красноярский театр оперы и балета приятно удивил горожан внушительным количеством новых работ.
Главным событием представляется "Спартак" Хачатуряна в легендарной хореографической версии Юрия Григоровича. Этот спектакль явился прекрасным приношением красноярцев мастеру к его знаменательному юбилею. Общение с Юрием Николаевичем и его присутствие на премьере в высшей степени благотворно повлияло на нашу балетную труппу и на театральный оркестр.
Весьма активна в настоящее время и оперная труппа, с апреля по декабрь показавшая своеобразный путеводитель по народным музыкальным драмам "Борис Годунов" и "Хованщина" (фрагменты из этих шедевров Мусоргского объединились в очередной программе проекта "Царская ложа"), новые сценические решения – теперь на языке оригинала – трёх итальянских опер ("Травиаты" Верди, "Мадам Баттерфляй" и "Богемы" Пуччини). Но с особым нетерпением публика ждала никем и никогда ранее не исполнявшиеся в Красноярске балет Прокофьева "Золушка" и оперу Римского-Корсакова "Снегурочка". Изумительной прокофьевской сказкой театр открыл нынешний творческий сезон. И прошедшая пока не более трёх раз, вызвавшая споры, но насыщенная интереснейшими актёрскими работами "Золушка" в оригинальной хореографии Сергея Боброва отправилась на длительные гастроли в Англию.
Хочется подробнее остановиться на красноярской "Снегурочке". Это название фигурировало в перспективном плане театра ещё на заре его деятельности. Но только теперь гениальное творение великого музыкального сказочника дождалось своего часа в нашем городе.
Зрители, истосковавшиеся по русской оперной классике, валом валят, как выразились бы дореволюционные критики, в театр. В зале яблоку негде упасть. В последнее время подобный ажиотаж наблюдался лишь на премьере "Спартака". Неискушённая часть публики принимает "Снегурочку" на ура. И действительно, вполне заслуживают дружных аплодисментов хор Дмитрия Ходоша, ряд солистов, красочные костюмы, выполненные по эскизам юной красноярской художницы Кристины Фёдоровой, танцы в постановке Марианны Кайдани.
Что же касается людей, которые хорошо знают это произведение, то их шокировало гигантское количество сокращений, грубое вторжение в музыкальную драматургию. Оказывается, театр воспользовался редакцией московской "Новой оперы", которую часто критикуют как раз за бесцеремонное перекраивание классических партитур. В данной редакции "Снегурочка" идёт, не считая антракта, всего два часа пятнадцать минут, что примерно в полтора (!) раза меньше традиционного хронометража. Конечно, постановщики XXI века должны считаться с психологией восприятия современной аудитории. Но во всём нужны мера и такт. Николай Андреевич Римский-Корсаков едва ли порадовался бы, узнай он, что в его любимом детище попали "под нож" по существу вся музыкальная характеристика такого яркого комедийного персонажа, как Бобыль, и целый ряд замечательных хоровых номеров (в том числе хрестоматийных). Увы, рожки да ножки остались от дуэтов царя Берендея с его приближённым Бермятой и девушкой Купавой, а также от остроумнейшего и колоритнейшего "Клича бирючей".
Конечно, треть партитуры прочь – и дирижёру легче. Но, при всём уважении к опыту Александра Косинского, приходится констатировать, что в "Снегурочке" он не добился от оркестра тех красочности, тонкости и выразительности, которые радуют в его прочтении партитуры "Золушки". Приглашённый режиссёр Николай Покотыло показался достаточно убедительным в постановке массовых сцен, трактовке образов Снегурочки и Купавы. Интересно решены им "свиты" Мороза и Весны. Лель же на премьере выглядел чрезмерно развязным и самовлюблённым, но во втором и третьем спектаклях, к счастью, обрёл требуемую автором поэтичность. А торговый гость Мизгирь, вопреки своей мятущейся и страстной музыкальной характеристике, в красноярском спектакле представлен прежде всего как грубиян и насильник. Не чувствуется и должного внимания режиссёра к выстраиванию взаимоотношений персонажей.
Декорации Кристины Фёдоровой не вызывают возражений. Жаль только, что скромные технические возможности театра не позволили ей обогатить дизайн постановки световыми эффектами.
Спектакль только начинает свою жизнь. Но перед публикой уже предстали несколько исполнительских составов. Внешне прекрасны обе Снегурочки. Но Светлана Кольянова более трогательна в сценическом воплощении образа, в то время как Вера Баранова больше убеждает в вокальном отношении. Запоминается Дед Мороз как Анатолия Березина, так и Валерия Строкина, Весна Нины Кириенко. Но наибольший успех выпал на долю красивой и стройной, в последнее время очень выросшей вокально Анастасии Лепешинской в партии Леля.
Как это ни прискорбно, на данном этапе театр не в состоянии показать вполне соответствующих требованиям композитора Купаву, Мизгиря и царя Берендея. Светлана Левчук (прекрасная Чио-Чио-сан в "Мадам Баттерфлай" и Мими в "Богеме") и Анна Гичик старательно выполняют указания режиссёра. Но первой из них партия Купавы не по голосу, а вторая очень уж уязвима по вокальной части. Всех трёх Мизгирей иначе как холодными не назовёшь. Не впечатляют они и как певцы: Олег Алексеев – в силу несоответствия вокальных данных сугубо драматической партии, Алексей Бочаров и Андрей Силенко – по причине того, что профессионально ещё не созрели для полноценного исполнения столь сложного материала. Царь Берендей у Римского-Корсакова немыслим без настоящей вокальной школы и отменного чувства стиля, чем не могут похвастать ни Альберт Шестаков, ни Евгений Балданов.
Отдавая себе отчёт в существующей сейчас проблеме с тенорами-премьерами, художественное руководство театра привлекло к участию в грядущих зарубежных гастролях оперной труппы певцов из других городов. В том числе очень хорошо обученного Константина Голубятникова – нашего ближайшего соседа-кемеровчанина. С его органикой, музыкальностью, интеллигентностью, культурой звука это был бы прекрасный Берендей. Но почему-то считается, что "невыездной" спектакль вполне может обойтись без высокопрофессионального исполнителя одной из ключевых ролей.
Среди участников новой постановки обращает на себя внимание красивым голосом и выигрышной внешностью недавняя выпускница Академии музыки и театра Ольга Басова. Но ей следовало бы рассматривать партию Весны как весьма щедрый аванс, поскольку для утверждения в статусе ведущей солистки Ольге надо ещё долго и многому учиться.
Хотелось бы думать, что, видя интерес публики к новой для неё отечественной классической опере, художественное руководство театра сделает для себя соответствующий вывод, и русская классика займёт достойное место в оперном репертуаре.
Никогда не устану повторять и ту прописную истину, что главное в оперном спектакле – качественный вокал. А остальное приложится.
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 24.01.2008 г.