Цветовая схема:
Вот уже несколько лет Красноярский театр оперы и балета сохраняет тенденцию частого обращения к произведениям-раритетам. В творческом сезоне 2022-2023 годов их уже два: к "Бесприданнице" Д. Френкеля добавилось в начале третьей декады января такое раннее оперное творение П. И. Чайковского, как "Опричник" – крайне редкий гость сценических площадок.
Этим спектаклем творческий тандем режиссёра Сергея Новикова, дирижёра Филиппа Селиванова, хормейстера Дмитрия Ходоша, художника Александра Купаляна, приглашённых и местных певцов, артистов оркестра преподнёс нашей публике прекрасный подарок.
Хочется поблагодарить Сергея Новикова за то, что он не стал переносить исторический сюжет из эпохи Ивана Грозного в наше время. Эта благодарность относится также к автору сценографии и костюмов, свидетельствующих об отличном вкусе Александра Купаляна.
Хор, которому в партитуре отведена значительная роль, достоин похвалы, благодаря не только стройному и интонационно чистому звучанию, но и чёткому следованию всем режиссёрским рекомендациям.
Постановщик нашёл массу любопытных деталей, подчёркивающих сатанинскую сущность опричников, их упоение вседозволенностью. Эти нелюди с нескрываемым наслаждением, изощрённо пытают инакомыслящих. Им в радость глумление над боярыней Морозовой, князем Жемчужным и гостями со стороны невесты на свадебном пиру.
Им нипочём и жуткое святотатство: поднять руку на архиерея (!!!) и сорвать с него крест, когда столь важное лицо пытается защитить Прасковью Морозову, – в порядке вещей!
Очевидна и кропотливая работа Сергея Новикова с солистами. Совместными с ними усилиями создана целая галерея ярких образов. Это и вынужденный идти на компромисс с собственной совестью (ради воссоединения с любимой девушкой) молодой боярин Андрей Морозов, и ненавидящая опричников его матушка Прасковья Ниловна, и восставшая против отцовского гнёта Наталья Жемчужная, и дьявол во плоти, царский приспешник – князь Вязьминский, и подлый, циничный любимец Ивана Грозного Фёдор Басманов.
Молодой маэстро из московского театра "Геликон-опера" Филипп Селиванов, вне всякого сомнения, увлечён первой среди получивших сценическое воплощение опер Чайковского. Особенно сильное впечатление в обоих премьерных показах "Опричника" произвело исполнение увертюры и всех оркестровых эпизодов. Но этому талантливому дирижёру необходимо учитывать, что в драматических сценах с очень плотной инструментальной фактурой обладателям даже сильных голосов трудно "пробиваться" через неё.
Так же, как и при постановке "Лакме" Л. Делиба, к участию в новом спектакле привлечены, кроме красноярцев, петербургские и московские певцы. Большинство из них не впервые в нашем городе. Вновь восхитили своими красивейшими голосами в сочетании с вокально-сценическим мастерством высокого класса Алексей Тихомиров из "Геликон-оперы" (князь Вязьминский) и Сергей Кузьмин из петербургского Михайловского театра (Андрей Морозов).
Порадовала превращением в настоящего профессионала Ольга Черемных, редкостно органичная в партии-роли Натальи Жемчужной. Приятно отметить, что творческая биография этой солистки петербургского театра "Зазеркалье" начиналась восемь лет назад в красноярской оперной труппе.
Новые для нас имена – это московский контртенор Вадим Волков (в написанной для меццо-сопрано партии Басманова), сотрудничающий с многими театрами, и солистка "Геликон-оперы" Юлия Никанорова, спевшая и сыгравшая боярыню Морозову. Их участие тоже очень украсило красноярскую музыкально-сценическую версию "Опричника".
Как и следовало ожидать, достойными партнёрами гастролёров показали себя и красноярские участники спектакля: Дарья Рябинко (боярыня Морозова), Анна Авакян (Наталья), Виктория Кангина (Басманов).
Крайне сложная вокальная партия, рассчитанная на голос огромного диапазона, исполняется представительницей самого молодого поколения нашего оперного театра с удивительной лёгкостью. Публике импонирует и сценическая раскрепощённость Виктории Кангиной.
Давит Есаян запоминается глубоким проникновением в образ Андрея Морозова, вынужденного стать опричником и из-за этого проклятого матерью. Но ему необходимо совершенствовать вокальную технику, чтобы его незаурядный голос звучал в полной гармонии со сценической выразительностью.
Достойным примером для подражания можно считать тот синтез вокального и актёрского мастерства, которого добивается в каждой своей роли бас Владимир Александрович. Его трактовка образа злодея Вязьминского – новое подтверждение такого мнения.
Публика восторженно встретила эту премьеру. И действительно, "Опричник" на красноярской сцене заслуживает устойчивого интереса к нему.
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 26.01.2023