Цветовая схема:
С тех пор как Красноярский театр оперы и балета весьма успешно показался на "Золотой Маске" с "Дочерью полка" Доницетти, прошло уже лет десять, и все это время о нем было почти не слышно, если не считать чехарды со сменами директоров (подчас довольно скандальными).
По рассказам очевидцев, дела там шли не лучшим образом, труппа пребывала в плачевном состоянии, а публика не слишком баловала театр своим вниманием. В прошлом году, при участии СТД РФ, в театре проводилась аттестация, итоги которой оказались весьма неутешительны, после чего в очередной раз сменилось руководство. Сменилось, впрочем, не полностью: главный дирижер Анатолий Чепурной и главный режиссер Вячеслав Цюпа (кстати, постановщики той упомянутой "Дочери полка") свои посты сохранили, но фактическую ответственность за театр взяли на себя новый директор Светлана Гузий и назначенный художественным руководителем Сергей Бобров, в недавнем прошлом - солист балета Большого театра. В результате проводимой ими новой политики и привлечения свежих творческих сил "больной" стал проявлять все признаки выздоровления. А сам Бобров решился тем временем взяться уже и за оперную режиссуру, избрав в качестве первого полноценного опыта (ранее были отдельные сцены в концертах и редактура некоторых репертуарных спектаклей) не что-нибудь, а "Пиковую даму".
Должен признаться, что к опытам балетных в опере относился всегда довольно скептически (кроме давних уже постановок Касаткиной с Василевым, других удачных примеров в России, пожалуй, и не припомнить). А тут еще и "Пиковая дама" - крепкий орешек и для опытных профессионалов. Поэтому, отправившись с подачи СТД в Красноярск на премьеру, особого энтузиазма я не испытывал. И был приятно удивлен тем, что увидел.
Сценическое решение во многом традиционно. Действие не переносится в XX или XXI столетие, имперский Петербург остается имперским Петербургом. Но внутри этой кажущейся традиционности многое оказывается не вполне традиционным. Так, в сценографии Дмитрия Чербаджи Петербург отнюдь не воспроизводится "в натуральную величину", как в старых "реалистических" постановках, а лишь обозначается отдельными контурами.
Сергей Бобров "вчитывает" в оперу два параллельных сюжета. Первый навеян Пушкиным, одновременно напоминая и о Гоголе. Четверка игроков становится едва ли не эмблемой спектакля, понтируя не только лишь в седьмой картине, но на протяжении едва ли не всего спектакля, открывая его и завершая. Другой мотив - мальчик и девочка, также проходящие через весь спектакль. С одной стороны, они очень напоминают Мари и Франца из "Щелкунчика", с другой - это как бы маленькие Герман и Лиза, и даже костюмы у них такие же. Именно им отдан постановщиком финальный музыкальный катарсис, внушая надежду на более светлое, нежели у самих героев оперы, будущее.
Встречаются в спектакле и нетривиальные ходы, связанные с основным сюжетом. Например, Графиня умирает здесь еще до прихода Германа, и тот обращает свои мольбы к трупу. Впечатляюще разработана режиссерски и пластически сцена в казарме, превращенная, по сути, в воплотившееся видение Германом картины похорон Графини. Есть и другие находки. В целом, конечно, перед нами далеко не "новое слово", но вместе с тем вполне достойное и отчасти даже свежее прочтение "Пиковой дамы". Таким образом, режиссерский дебют Сергея Боброва в опере выглядит весьма обнадеживающе.
В качестве Германа на премьерных спектаклях выступили два экс-солиста Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Михаил Вишняк (теперь уже и экс-солист Мариинки, влившийся в основной состав красноярской труппы) и Михаил Урусов. Последний давно уже пребывает не в лучшей вокальной форме, но все же отдельные удачные моменты у него встречались, а актерски он убедителен почти всегда. С Вишняком произошла удивительная метаморфоза. Если прежде его ценили лишь за сильный голос, мирясь при этом с отсутствием вокально-исполнительской культуры и терзающим слух неизменно форсированным звукоизвлечением, то ныне он до определенной степени "окультурился", в его пении появились нюансы и некоторая даже выразительность. Да и актером Вишняк оказался небесталанным...
Остальные исполнители также по большей части производили вполне благоприятное впечатление. Достойны быть отмеченными особо Графиня - Н. Кириенко и обе Лизы - С. Рацлаф-Левчук и Н. Комарова.
Достойным был в целом и музыкальный уровень. Удивление, правда, вызывало то обстоятельство, что на трех премьерных спектаклях за пультом стояли три дирижера. Первым был главный дирижер Анатолий Чепурной (прилетев лишь ко второму вечеру, его я не застал), вторым - приглашенный из Москвы Евгений Бражник, третьим - Александр Косинский. Сама по себе идея пригласить такого крупного (и, заметим попутно, недостаточно в последнее время востребованного) мастера, как Бражник, была, несомненно, плодотворной, тем более что "Пиковая дама" - одна из коронных его опер. Вот только, "зажатый" между двумя местными дирижерами, он явил лишь часть того, что мог бы при другом раскладе, в качестве музыкального руководителя постановки. Тем не менее оркестр под его управлением все же совершал подчас прорывы к какому-то принципиально новому для себя уровню. Что касается Александра Косинского, то у него все звучало более-менее благополучно, хотя и не без мелких огрехов (каковые, наверное, неизбежны в подобной ситуации, когда за пультом каждый вечер стоят разные дирижеры), но без каких-либо откровений.
Конечно, по одной премьере трудно делать далеко идущие выводы, но все же складывается ощущение, что Красноярский оперный сегодня на подъеме и имеет неплохие шансы уже в ближайшее время привлечь к себе внимание далеко за пределами региона.
Дмитрий МОРОЗОВ
Газета "Культура" №49, 23.12.2009 г.