Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

11.12.2009

Возвращение Дамы "Пик"

Спустя почти год после премьеры «Евгения Онегина» театр оперы и балета вновь включил в свой репертуар еще одно великое творение Чайковского – «Пиковую даму». Сергей Бобров, уже давно зарекомендовавший себя как сильный, оригинально мыслящий хореограф, теперь выступил в роли оперного режиссера. И весьма преуспел в новом для себя амплуа.

"Пиковая дама"За последнее время это, пожалуй, наиболее интересная оперная постановка на красноярской сцене. Истинно режиссерский спектакль с самобытным видением популярнейшего классического произведения. Кое-что представляется спорным. Например, более уместные в балетном, а не в оперном спектакле мизансцены с участием игроков, обрамляющие постановочную версию С. Боброва. Или дети – «двойники» Лизы и Германа: В первой картине их появление воспринимается как любопытная находка, но в третье картине вызывает сомнение: могли ли дети присутствовать на великосветских балах (тем более мальчик из бедной семьи)? Конечно, коль скоро маленькие Лиза и Герман фигурируют в начальной сцене, им суждено вернуться и в эпилоге. Но почему-то теперь они кажутся лишними. Думается, есть в их последнем выходе нечто нарочитое, сентиментальное…

То, что Графиня умирает еще до появления перед ней Германа, можно было бы принять, если бы это не противоречило музыке. Ведь сцена в спальне задумана Чайковским как диалог. Да, Графиня от страха лишилась дара речи. Но за нее «говорит», передавая огромный диапазон эмоций, оркестр.

Больше всего удались Сергею Боброву и его сорежиссеру Юлиане Малхасянц решение образа Графини и массовые сцены первой, третьей, пятой и шестой картин. Особенно пастораль «Искренность пастушки» со всеми этими забавными овечками и барашками в прекрасном исполнении танцовщиков во главе с премьером балетной труппы Аркадием Зиновым. Плюсов в постановке С. Боброва гораздо больше, на мой взгляд, нежели минусов. Спектакль динамичен не только внешне, но и внутренне. Его успеху способствуют как всегда изобретательная сценография Дмитрия Чербаджи и вдохновенное управление оркестром приглашенного из Москвы Евгения Бражника – одного из лучших российских оперных дирижеров. Значителен также вклад в общее дело его коллег Анатолия Чепурного и Александра Коссинского, хормейстера Дмитрия Ходоша. С неподдельным энтузиазмом работают в «Пиковой даме» хор и солисты.

Нина Кириенко прекрасно реализует режиссерскую идею превращения Графини в центральную фигуру спектакля. По уровню игры она не уступает ведущим актрисам драматических театров. Её пение в сцене воспоминаний о молодости без всякой натяжки можно назвать рафинированным. Такая Графиня составила бы честь любой оперной труппе.

Годы не властны над народным артистом России Владимиром Ефимовым. Некогда он был на этой сцене безудержным князем Елецким. Ныне Владимир Викторович столь же убедителен во всех отношениях в партии – роли графа Томского.

Настоящим украшением спектакля является Анастасия Лепешинская (Полина), очень естественная на сцене, без видимых усилий исполняющая сложнейший романс «Подруги милые».

Светлана Левчук – трогательная Лиза. Хотя ее чудный голос не является драматическим сопрано, как это предполагалось композитором, певица сумела найти нужный «ключик» к наиболее трудным моментам вокальной партии.

Михаил Вишняк полностью растворяется в образе Германа. Эмоции буквально захлестывают его. В сцене смерти Графини артист даже «переигрывает». Но, в целом, его понимание роли вполне соответствует авторскому замыслу. Вокальные данные Михаила Вишняка уникальны и по силе, и по красоте. Это даже не драматический, а героический тенор, что всегда было и остается большой редкостью. Этому певцу не было бы цены, если бы он впечатлял не только звуковой мощью, но и гибкостью голоса. В таком случае ему была бы обеспечена блестящая международная карьера.

Другой Герман – Михаил Урусов – тоже демонстрирует удивительную голосовую выносливость. Яркие, молодцеватые верхние ноты – его козырь. Он явно любуется своими достижениями в этой области. Но любит ли этот Герман Лизу? Пение, лишенное душевного тепла, подсказывает отрицательный ответ на данный вопрос. А вот Герман – азартный игрок и безумец – и в музыкальной, и в сценической трактовке Михаила Урусова вполне убеждает.

Участие в новом спектакле стало дебютом для Надежды Комаровой и Алексея Соколова в качестве солистов Красноярского театра оперы и балета. Алексей Соколов вполне органичен в образе Томского. Теперь настал черед вокального совершенствования. Надежда Комарова очень выразительна, артистична, музыкальна. Но не нанесет ли вред ее нежному высокомерному голосу крепкая вокальная партия Лизы? Настораживают «качающиеся» верхние ноты в драматических кульминациях второй и шестой картины.

В спектакле заняты еще два совсем молодых солиста. У Ольги Басовой (Полины) большой красивый голос. Но ее пение не доставляет столь же большой радости, так как далеко от идеала. Увы, и как актриса она совершенно безлика.

Алексей Бочаров в настоящее время считается ведущим лирическим баритоном театра. Но, чтобы действительно стать таковым, ему надо шлифовать свой благодатный природный материал и учиться благородным манерам. Пока на сцену выходит пусть и красавец, но вовсе не аристократ, а, скорее, добродушный «рубаха-парень». Подобно Ольге Басовой, Алексей Бочаров нуждается в экстренной и серьезной режиссерской помощи.

Скоро «Пиковая дама» опять будет показан публике. Театр обещает вывести на сцену ряд новых исполнителей.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Городские новости", 11.12.2009 г.