Цветовая схема:
В рамках фестиваля "Театральная столица края - 2007" на сцене Красноярского театра оперы и балета состоялась премьера необычного оперного спектакля "Царская ложа", автором проекта и режиссёром которого стал художественный руководитель театра Сергей Бобров.
Этот спектакль - своеобразный подарок театра красноярцам. Ведь царской ложей в императорских театрах принято называть самое престижное место, а в данном случае в "Царскую ложу" приглашена вся публика. Больше известный как балетмейстер, Сергей Бобров в этот раз материалом для своего дерзкого постановочного эксперимента взял две знаменитые оперы М. Мусоргского - "Борис Годунов" и "Хованщина" (в редакции Д. Шостаковича), которые объединил в одном спектакле, и синтез этот кажется вполне оправданным и органичным. Обе оперы (вернее, народные музыкальные драмы) сокращены, оставлены основные эпизоды, на первый план выступают массовые сцены, и поэтому главным героем оказывается сам русский народ, претерпевающий великие испытания и муки в эпоху смуты и крутого перелома. По замыслу режиссёра, в этом спектакле должна прозвучать в сжатом виде русская идея, попытка найти в отечественном прошлом ответы на жгучие современные вопросы.
Если в "Борисе Годунове" мы видим назревающий народный мятеж и царя-детоубийцу, терзаемого муками совести (в заглавной партии Дмитрий Романько), то в "Хованщине" уже вовсю полыхает пожар стрелецких бунтов и раскольничьих самосожжений. Жаль, конечно, что оригинальная режиссёрская работа не была отмечена фестивальным жюри, но публика принимала спектакль очень тепло. Добрых слов заслуживают исполнитель партии Отрепьева Игорь Борисов, заслуженный артист Республики Хакасии Владимир Кирбижеков в роли Варлаама, Анна Гичик в роли Эммы. "Хрустальной маской" были отмечены вокальные данные и актёрское мастерство заслуженного артиста России Анатолия Березина, создавшего впечатляющий образ главы раскольников Досифея. А исполнитель партии боярина Шакловитого народный артист России Владимир Ефимов мог услышать из зала одобрительный возглас знаменитого педагога Екатерины Иофель: "Браво, Ефимов!"
И всё же, как уже было сказано, наибольшее впечатление производили массовые сцены в исполнении артистов хора и ребят из детской оперной студии. Не случайно хормейстер спектакля Дмитрий Ходош был удостоен "Хрустальной маски".
Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 15.05.2007 г.