Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

13.04.1999

Природа - храм - душа

Спектакль Владимира Пороцкого "Царь-рыба", поставленный совместно Красноярским театром оперы и балета и Государственным академическим Большим театром России, приурочен к 75-летию Виктора Астафьева как подарок к юбилею писателя. Вместе с ним подарок получил Красноярск. На премьере высокий смысл этого дара был воспринят с особой остротой и вызвал ответную волну признательности, обращенной и автору прославленной книги, и к театру, столь выразительно воплотившему ее важнейший мотив. Сценарий балетмейстера Сергея Боброва и композитора Владимира Пороцкого - это не инсценировка повести с буквальным соответствием героев и обстоятельств, а перевод ее на язык музыкального театра.

Впечатление глубокое, сильное, освежающее. Словно приоткрылся потаенный мир, "тайник вселенной", где свершается вечное бдение незримых охранительных сил. Музыка Владимира Пороцкого обрушивается грозовой увертюрой вначале и затем множеством мелодичных оттенков растворяется в яви человеческих борений и драм (дирижер оркестра - Анатолий Чепурной). Народная в самой основе, она преображает фольклорные мотивы в завершенный порыв духа, сообщая ему масштабность глобальной мистерии.

Зрительно эта мистерия развертывается в пространстве, исполненном символического смысла. Образ заповедной природы - таинственной, магической, всевластной - создан средствами той театральной условности, которая достоверней любого натурализма. Художник-постановщик Дмитрий Чербаджи (Москва) "сгустил" образный строй повести. Тайга - не собственно тайга, а ее скрытая сущность, лишь в моменты прозрений доступная человеческому глазу и слуху. Восход солнца, этот слепящий, завораживающий каскад света, - знак пробуждения на всем просторе земли. По контрасту с ним - абсолют недвижного звездного покоя. В каждой картине - свой зрительный мотив в созвучии с музыкальным. И образ-символ невероятной, фантастической Рыбы - олицетворение природных глубин. Она поистине царит на сцене, всякий раз являясь на грани катастроф как предостережение и недреманный страж.

Конфликт балетного спектакля, как всегда, резко противопоставляет темные с светлые силы. Тут ничего не спутаешь, нигде не заблудишься, и с первой минуты ясно, кто есть кто. Светлый, легко и пластично ведущий свою партию Аким (солист Большого театра, заслуженный артист Республики Марий Эл Константин Иванов) и виртуозно динамичный Герцев (солист Большого театра заслуженный артист России Марк Перетокин) являют два полюса. Аким вызывает ассоциации с давним Берендеем. Он неотделим от зачарованного мира природы в ее благодатном проявлении и потому исполнен любви, доброты, веры. Герцев - чужак, разрушитель, холодное сердце. Им вызвано "смятение родного края", представшее на сцене в феерическом танцевальном каскаде. И "любовный треугольник" высветил эту полярность, представив словно бы два различных женских образа в исполнении солистки Большого театра Марианны Рыжкиной (Анастасия): болезненный, мучительный излом в дуэте с Герцевым и лирическая свобода, струящаяся пластика, воздушность в дуэте с Акимом.

Особый акцент в этот лирический строй вносит партия Касьянки (артистка София Дауранова) - задорная, взвихренная первой влюбленностью девчонка, она и забавна, и трогательна, а главное - исконно своя в корневой народной стихии.

Эта стихия и определяет общий строй спектакля. В звучании хора (хормейстер Наталья Буш), в отдельных партиях и массовых сценах, в самом развитии конфликта и его разрешении ощутим поворот к народности в ее первородном смысле, без преходящих наслоений и фальши. Потому и природа здесь - тютчевская природа: "в ней есть душа, в ней есть язык". Добавим: и благодатный, и гневный. Партия Шаманки (артистка Наталья Хакимова) выявляет множество поэтических оттенков этого языка, претворяя своеобразный приговор человеческой глухоте.

Спектакль "Царь-рыба" , бесспорно, событие театральной жизни не только края, но и страны. Его премьера стала настоящим праздником. Зал аплодировал стоя, цветам не было конца, поздравлениям Виктору Петровичу и театру - тоже. Возвышенную ноту внесло присутствие на премьере директора и художественного руководителя Большого театра России Владимира Васильева и Екатерины Максимовой - великих и всегда любимых артистов отечественного балета. Владимир Васильев высоко оценил постановку. Добрый знак для нашего оперного театра, с которым продолжается это плодотворное содружество.

"Красноярский рабочий", 13 апреля 1999 г.