Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

17.01.2001

Там, под первой звездой

В канун Рождества особенный и своевременный подарок преподнес своим зрителям Красноярский театр оперы и балета. Это премьера музыкальной сказки-феерии, мюзикла, рождественской фантазии (называйте, как вам понравится) "Под первой звездой" на музыку Виктора Плешака. Либретто по мотивам сказок Андерсена ("Девочка со спичками", "Снежная королева" и другие) написала драматург Альбина Шульгина.

Не просто было собрать воедино композицию из 64 эпизодов, с прологом и эпилогом, пятью картинами, огромную массовку и все это подчинить единому замыслу. К тому же рождественская тема не так часто появляется на подмостках сцены, и уж особенно в музыкальном театре. Словом, для постановщиков спектакля определяющим моментом стало приближение к жанру мюзикла, а точнее сказать, некое его "превращение" через традиции привычной оперы. В результате родился спектакль с весьма широким диапазоном средств в общении со зрителем.

В спектакле занята почти вся оперная и балетная труппы, солисты, хор, детская студия, большой состав оркестра – что вполне оправдано законом жанра: все должно двигаться, петь, звучать да еще при этом должным образом светиться. Так, к примеру, одних только микрофонов для сцены и солистов требовалось около семи, а необходимое "сказочное" освещение декораций (художник В. Архипов) требовало особой точности попадания - от сцен "прозрачного звездного пространства" до картин разбушевавшегося огня, чехарды со спичками или бала-вечеринки зверей-вегетарианцев (художник по свету – заслуженный работник культуры России А. Ремизов).

Ярмарочные гулянья, шум, беготня в морозную ночь сочельника – не удивительно, что в этой суматохе трудно услышать и понять горе и смятение одинокой души – девочки Лизы, торгующей спичками по велению мачехи. Так начинается одна из рождественских историй, когда-то написанная Андерсеном, как горькая и печальная "Сказка о бедных и богатых", о добре с кулаками, об истинной вере в свет рождественской звезды. У Андерсена финал грустный. Но дети в спектакле - Лиза и Петер, подобно Каю и Герде, проходят "Ворота снежного бесчувствия", заботливо охраняемые ангелами, не замерзают от холода, все-таки возвращаются под крыло родительской любви.

Главные детские роли в спектакле исполнили талантливые "звездочки", солисты "Волшебного микрофона" Даша Эрлих и Дима Блинников. Их родители – две комические пары – по ходу действия должны "очеловечиться": злобная и надменная мачеха Марта, блистательно исполненная заслуженной артисткой России Ларисой Марзоевой, и отец Лизы, Эрик, кочующий странник, который "всегда навеселе" (Герман Ефремов).

Дуэт "колобков" Мельничихи и Мельника (Татьяна Бодюл, Николай Тричев) – "толстая бочка и полосатая перина", жонглируя друг другом и пирожными, вызывает смех и озорные шутки в детской аудитории. Что ж, вероятно, взрослым есть о чем задуматься, если даже в этой истории только лесные звери да добрые ангелы по-настоящему отогревают замерзшие от слез сердечки Лизы и Петера.

Музыкальное пространство спектакля с первых тактов вступления погружает нас в мир пленительных рождественских звуков, елочных сияний и блеска мишуры. Сладкозвучные, подчас незатейливые и наивные своей узнаваемостью мелодии благодаря мастерски сделанной аранжировке Петра Казимира, под чуткими руками маэстро Анатолия Чепурного вдруг превращаются в маленькое чудо. Кажется, в этой музыке - все уходящее столетие – звончатое, колокольное, беснующееся и родное.

Среди оригинальных решений спектакля особенно заметны эффектные, зрелищные массовые сцены ярмарочного веселья, с балагурными шутками толпы, с феерическими движущимися "домиками в небесах", падающим снегом и прочими затеями. Но особенно здорово, с юмором решена сцена парада сословий (режиссер-постановщик Вячеслав Цюпа, хореография – заслуженный деятель искусств России Александр Полубенцев). Каждый участник карнавала – фонарщик, трубочисты, прачки, сапожники, поварята, портные и озорная детвора – узнаваем, сценичен, остроумен в движении марша.

Любителям же эстрадно-циркового шоу постановщики приготовили сюрприз в самом начале второго действия – бал-вечеринка в кафешантане зверей-вегетарианцев с их шлягером "Сегодня никто никого не ест, не грызет, не кусает...".

Кульминацией спектакля по праву можно считать финал первого действия – всю сцену первого чуда, подарившего Лизе тепло и свет дома, родную Матушку и мир "прекрасного далека". Все пространство театра наполняется тихим звездным светом, солнечным теплом очага, лампадных свечей, пением канарейки и ароматом только что распустившего бутоны розового куста... Чтение Святого Писания лишь на мгновение останавливает музыкальное действие, но становится переходным мостиком к прощальной колыбельной Марии (Светлана Кольянова).

Там, под первой звездой,
Мир, ты его должен спасти.
Грешные души людей
Ждут пришествия твоего...

Действие вмиг наполняется воздухом Рождества, и потому в финале спектакля в сущности каждый из нас ощущает себя ребенком, ожидающим чуда, добра и тепла от своих близких, от далеких. И происходит это каждый год – под тихой яркой Звездой.

Анжелика ЛИСОВА
"Красноярский рабочий", 17.01.2001 г.