Цветовая схема:
13 ноября в Красноярском театре оперы и балета состоится бенефис солистки оперы Анны Киселёвой «Музыка моей души». Этой праздничной программой популярная красноярская певица отмечает 15-летие своей творческой деятельности.
– Даже не верится, что 15 лет пролетело. (Смеется.) За эти годы было множество концертов, спектаклей, гастроли, конкурсы, и вот – уже полтора десятка лет позади…
– Помните, с каких партий начинали?
– А как же! Я пришла в театр как меццо-сопрано, спела Любашу в премьере «Царской невесты» – эту партию готовила вместе с тогдашним главным режиссером нашего театра Вячеславом Олеговичем Цюпой и очень благодарна ему за совместную работу. Сейчас в этом спектакле уже не пою, но иногда в своих сольных концертах исполняю песню Любаши. Пела Кармен. Играла Жанну в оратории «Жанна д’Арк на костре». Помню, когда готовилась к постановке, прочла о Жанне д’Арк все, что только нашла, слушала много музыки, посвященной этой легендарной героине. И, не скрою, было очень приятно, когда наше Красноярское отделение Союза театральных деятелей отметило мою работу на краевом фестивале. Притом что роль эта – для драматической актрисы, я там не пела. Жаль, что спектакль больше не идет… Еще, пожалуй, сожалею, что «Обручение в монастыре» С. Прокофьева у нас в репертуаре не задержалось. Но сам опыт работы с режиссером Владимиром Львовичем Гурфинкелем для меня был просто бесценным.
– В чем?
– Знаете, чего сейчас зачастую не хватает в театре? Когда режиссер раскрывает в артисте что-то новое и через него реализует идеи спектакля. И это не только в опере, но и в драме – слишком много формальной режиссуры. Хотя публика, как известно, в первую очередь идет именно на артистов. Поэтому так дорого, когда встречаешь режиссеров, которые помогают тебе увидеть в себе то, что ты, возможно, даже и не подозревал. Владимир Львович, например, вытащил из моего персонажа комедийность. А когда на недавней лаборатории Siberian Solo мы с Еленой Авдеевой готовили сложную сцену Аиды и Амненис, нам очень помог режиссер из Большого театра Олег Юрьевич Найдёнышев. Амнерис пытается узнать, любит ли Аида Радамеса, и Аиде приходится делать выбор между долгом и любовью. Долг перед Родиной в ее душе побеждает, но как мучительно это дается! Режиссер предложил нам идти от себя, от собственных представлений и переживаний.
Лаборатория вообще оказалась очень познавательной, я открыла там для себя немало полезного. Занималась вокалом у Ирины Игоревны Долженко, Анатолия Ивановича Гусева и Юрия Михайловича Статника, сцендвижением с Олегом Юрьевичем и нашим режиссером Надеждой Столбовой. Жаль, что мало! (Смеется.)
– Анна, вы вообще производите впечатление вечной студентки, все учитесь и учитесь!
– Да, у меня было семь педагогов, и, думаю, это еще не предел. (Улыбается.) В прошлом году окончила аспирантуру по вокалу в Астраханской консерватории у Валентины Михайловны Усольцевой. В Красноярске ее хорошо знают, она когда-то была солисткой нашей музкомедии. С удовольствием посещаю разные мастер-классы – на конкурсах, фестивалях. А как иначе? Мы же себя не слышим, когда поем, так, как нас слышат другие. Наши балетные артисты без педагогов вообще не занимаются. И оперным певцам, считаю, взгляд со стороны тоже необходим – постоянно, а не от случая к случаю. Я очень благодарна людям, которые поделились со мной своими знаниями и умениями.
– Кто ваш первый педагог?
– Моя бабушка Мария Григорьевна Самойлова, свой бенефис я посвящаю ее памяти. Сколько себя помню, с ранних детских лет слышала ее пение. У нее была природная постановка голоса. Ей было уже за 80, но когда она пела, казалось, что поёт юная девушка, возраст нисколько не влиял на тембр ее голоса. Свой бенефис я посвящаю ей – так совпало, что 13 ноября будет ровно 40 дней, как её не стало… Обязательно спою песню «Гвоздики алые», которую ей подарила одна журналистка, больше я эту песню не слышала нигде. Думаю, что голос мне достался от бабушки и прабабушки Анны, в честь которой меня назвали. Она тоже любила петь – когда запевала, было слышно на всю деревню. Я многое переняла от своей семьи, еще в детстве на слух запоминала бабушкины песни.
– Почему стали оперной певицей?
– Мама после 8-го класса привела меня в училище искусств, поступать на дирижерско-хоровое отделение. А после прослушивания предложили учиться на вокальном. И приняли меня в порядке эксперимента – прежде туда брали только после окончания средней школы. Конечно, это перевернуло всю мою жизнь. С тех пор без пения себя не представляю, для меня это то же самое, как дышать.
– Ощущение невостребованности никогда не испытывали?
– Думаю, что время от времени такие чувства посещают каждого артиста. Хочется активнее работать, чаще выходить на сцену, больше новых ролей. Не скрою, мне тоже хотелось бы почаще петь в наших спектаклях. Но без работы никогда не сижу. Если не учу новую партию, то непременно работаю над какой-нибудь сольной программой.
– Что входит в сферу вокальных пристрастий певицы Анны Киселёвой?
– Ой, разве все перечислишь! (Смеется.) Духовная музыка, старинная. В Органном зале с Андреем Бардиным исполняла романсы Рахманинова и Чайковского. 14 декабря, кстати, у нас с ним будет еще один совместный концерт. Хочу спеть старинные арии в сопровождении органа и несколько номеров из цикла Свиридова на слова Есенина «Отчалившая Русь». У меня также была программа «Русский романс, французский шансон». Когда готовилась к концерту, побывала в Париже, впитала в себя его атмосферу. Пела песни из репертуара Эдит Пиаф, Ива Монтана, Шарля Азнавура. Очень люблю этот музыкальный пласт.
Несколько концертов у меня было с Красноярским русским филармоническим оркестром, не первый год пою в городском духовом оркестре. Сотрудничаю с Домом искусств – ездим по краю с литературно-музыкальной композицией «Один день на искусство», посвященной 90-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева. Ну и, конечно, с большим удовольствием исполняю арии из опер – в сольных концертах есть возможность спеть то, что не всегда получается в спектаклях. Идей множество – к весне, например, буду готовить программу к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, для меня это праздник номер один.
– Когда вы переключились с репертуара меццо-сопрано на сопрано, говорили, что можете петь и то, и другое…
– Так и есть. Я продолжаю петь Керубино в «Свадьбе фигаро» Моцарта, у меня в репертуаре много романсов и арий в тональности меццо-сопрано. Например, Бизе писал «Кармен» и для сопрано, и для меццо-сопрано, есть разные редакции этой оперы. Но, если честно, меня сейчас больше привлекают другие партии.
– Какие?
– Скажем, Татьяна – давным-давно мечтаю спеть ее на нашей сцене, но пока довелось только в Болгарии. Сначала занималась этой партией на мастер-классах на одном из болгарских конкурсов – у дирижера Драгомира Ненова и певицы Александрины Милчевой. И когда болгары приехали к нам в театр ставить оперу «Риголетто», я прослушалась у директора Софийской оперы Пламена Карталова. После чего он пригласил нас с Дашей Рябинко спеть Татьяну и Ольгу в Софии на фестивале «Опера в парке». Огромное спасибо солистке нашего театра Ларисе Владимировне Марзоевой – она сама когда-то пела Татьяну и помогла мне подготовиться к дебюту в Болгарии.
А еще несколько лет назад я пела сцену письма Татьяны на конкурсе в Румынии, где получила премию «Экселента». И на первом туре, и на третьем, и на гала-концерте, хотя обычно на таких конкурсах принято петь арии продолжительностью в среднем 3-4 минуты. А сцена письма идет минут 12-13. Но мне разрешили. Я пела в сопровождении Европейского симфонического оркестра. Дирижировал итальянский дирижер Марко Балдери. Жюри конкурса возглавляла оперная звезда Марианна Николеско, которая пела во всех театрах мира. Я была у нее на мастер-классах. Она, кстати, тоже начинала как меццо-сопрано и посоветовала мне перейти в сопрано.
– Желаю, чтобы ваша мечта спеть Татьяну поскорее сбылась. Аиду вы, кстати, тоже когда-то мечтали спеть – и вот, случилось же!
– Да, но пока только на сдаче, над этой партией моя работа еще продолжается. Кстати, в гости на бенефис жду известного певца Николая Ерохина, солиста Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Он мой давний друг и партнер. Мы планируем с ним спеть дуэт Аиды и Радамеса.
– Какие еще номера ожидаются в праздничной программе?
– Готовим ее вместе с Анатолием Петровичем Чепурным – он музыкальный руководитель и дирижер бенефиса. А вести его будет Юлия Позднякова, она постоянная ведущая моих концертов. Первое отделение классическое – арии из опер. Второе – арии из оперетт, песни, романсы. Знаете, для меня очень дорого, когда люди плачут на моих выступлениях. Зрители приходят за эмоциональным очищением, сопереживанием. Если они это получают – значит, на сцене я была не напрасно.
Елена КОНОВАЛОВА
Интернет-журнал "Красноярск Дейли", 13.11.2014 г.