Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

10.04.2023

Дмитрий Ходош: «Профессия дирижера – это образ жизни»

В этом году главный хормейстер Красноярского театра оперы и балета Дмитрий Ходош отмечен на краевом фестивале «Театральная весна» за лучшую работу дирижера в спектакле музыкального театра – он получил «Хрустальную маску» за оперу Лео Делиба «Лакме». Маэстро нечасто встает за оркестровый пульт. Но этот опыт, по его собственному признанию, для него бесконечно ценен.

Дмитрий Ходош– У меня два высших образования – хоровое и оперно-симфоническое. А поскольку я очень сильно занят как хормейстер, не могу полноценно посвящать себя работе с оркестром. Но время от времени с удовольствием встаю за пульт – дирижировал «Ленинградской симфонией», сказками «Петер и Пауль бегут в Шлараффию» и «Под первой звездой», концертными программами. Также я был ассистентом у Дмитрия Волосникова в «Травиате». Когда он ушел из театра, мне пришлось восстанавливать партитуру, и теперь этим спектаклем занимаюсь я. А в «Лакме», над которой работал Александр Израилевич Рудин, мне предложили стать вторым дирижером.

Дмитрий Геннадьевич, что требует от дирижера такая музыка как «Лакме»?

– Это непростая партитура – достаточно объемная, с прозрачными мелодиями, рафинированная, требующая определенного стиля исполнения. Невероятную трудность вносит и французский язык, на котором исполняется опера. К счастью, у нас был прекрасный коуч Валерия Стенькина – она сама певица и очень точно показала артистам разные тонкости произношения. Плюс, в опере много сложных речитативов, а также есть танцевальные номера, и, как и в любом балете, в них требуется повышенное внимание к танцовщикам – очень важен правильный темп, контакт глаз. Могу по опыту сказать, что не каждый симфонический дирижер, успешно исполняющий инструментальную музыку, столь же убедителен в опере или балете. В театре есть своя специфика: здесь ты весь спектакль взаимодействуешь не только с оркестрантами, но и с вокалистами или артистами балета. Меня эта профессия очень увлекает.

Помимо спектаклей театра вы где-то выступаете с оркестром?

– Уже 20 лет руковожу сводным детским хором Красноярска, и 4 мая в заключительном концерте «Весенних хоровых капелл» выйду с ним и с оркестром театра оперы и балета на нашу театральную сцену. Точнее, первое отделение будет «взрослое»: с хором и оркестром театра, а также солистами оперы Верой Барановой и Александром Михалёвым главный дирижер театра Анатолий Петрович Чепурной исполнит «Кармину Бурану» Карла Орфа. Произведение прозвучит в концертном варианте, со специально подготовленным видеоконтентом, в сводном хоре также будут заняты студенты института и колледжа искусств. А во втором отделении я представлю «Самоварную кантату» московского композитора Екатерины Мельниковой по произведениям Корнея Ивановича Чуковского. Изначально кантата была написана для детского хора и органа, но по нашей просьбе Екатерина переделала партитуру для большого симфонического оркестра. Она сама приедет и будет играть на клавишных инструментах, а в хоре занято 500 детей.

Каким хором предпочитаете управлять – большим или камерным?

– Не имеет никакого значения. Дети, конечно, создания неугомонные, и когда их много, перед началом репетиции атмосфера порой довольно шумная. Но как только мы начинаем музицировать – всё, никаких проблем, они все увлечены тем, что делают. А эмоциональная отдача от детей гораздо ярче и искреннее. Может, поэтому я уже два десятка лет с ними занимаюсь – это ни с чем не сравнимое удовольствие. Мы сейчас выступаем дважды в год – на «Весенних хоровых капеллах» и 24 мая, в День славянской письменности. Прежде давали концерт на ступенях Большого концертного зала филармонии. Но поскольку погода всегда непредсказуема, в этом году решили выступать внутри БКЗ. Работаем сейчас над программой с руководителем Русского филармонического оркестра Валерием Николаевичем Шелеповым. Она будет преимущественно построена на советской детской песенной классике, но также споем «Весенние воды» Сергея Рахманинова – в честь 150-летия со дня рождения композитора.

А что еще исполните с хором театра до конца сезона?

– К концу мая восстановим «Ермака» Александра Чайковского – в опере шикарные хоровые сцены, репетируем с энтузиазмом. 12 и 13 апреля состоятся показы «Пиковой дамы», весной у нас также две серьезные премьерные работы этого сезона – «Опричник» и «Синяя Борода», а летом выйдем на сцену в «Евгении Онегине» и «Любовном напитке». 19 июня наш хоровой коллектив выступит в филармонии в гала-концерте Фестиваля мужских хоров. Осенью мы с хором показали собственную концертную программу «50 + 15», в следующем сезоне тоже попробуем представить что-то интересное – заметно, что у наших зрителей есть интерес к хоровому пению.

Вы уже почти тридцать лет работаете с разными хорами. Что для вас самое привлекательное в вашем деле?

– Наша профессия такова, что если ты ошибся с ее выбором, желательно пораньше это понять и уйти. Но если это действительно твое дело, от него уже никуда не деться. Это образ жизни – точнее, сама моя жизнь: я дома меньше нахожусь, чем на работе.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №8, апрель 2023 года