Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

09.11.2021

Наталья Боброва: "Управлять шайкой бандитов – не такое уж простое дело!"

В среду, 10 ноября, в Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского – самая ожидаемая балетная премьера этого сезона. Это "Катарина, или Дочь разбойника" Цезаря Пуни. Произведение, утраченное для российского зрителя более 100 лет назад и возрождающееся на сибирской земле в XXI веке.

КатаринаМы побеседовали с одной из исполнительниц заглавной партии и героиней афиши спектакля – ведущей солисткой труппы Натальей Бобровой, чтобы узнать, как шла работа по подготовке спектакля.

– Как известно, хореография красноярской "Катарины" сочиняется заново, в чём её особенность? Есть ли для вас в этой партии непривычные моменты или сложности?

– Верно, изначальная хореография Жюля Перро не сохранилась ни в каком виде. Бывает, сохраняются какие-то моменты хореографии в записи или картинках, а здесь абсолютно ничего. Поэтому структура танца будет новая, авторская. Та, которую придумали Заслуженные артисты России Юлиана Малхасянц и Сергей Бобров. Естественно, они стремились сделать что-то новое, своё, а не просто повторить хореографию того далёкого времени.

С XIX века, когда "Катарина" была очень популярной, балет шагнул далеко вперёд. Сейчас нужна отточенная техника для исполнения балетных па, поэтому основной уклон идёт в стиль Бурнонвиля (Август Бурнонвиль – основатель уникального датского балетного стиля, получившего название "школы Бурнонвиля". – Прим. ред.).

Это определённые канонические позиции рук и ног, но сама хореография усложнилась. Очень много мелкой техники, в этом сложность и для мужчин, и для женщин: невысокие руки, много "заносок" (удар одной ногой о другую в воздухе). Спектакль сложный как в физическом, так и драматическом плане. К подобным можно отнести, например, "Сильфиду". Ещё сложность в том, что много масштабных мизансцен, а значит, активного взаимодействия между актёрами.

– Юлиана Малхасянц – специалист из столицы. Сложно ли было работать с приглашённым хореографом?

– Юлиана – профессионал с большой буквы. Она умеет работать с большим количеством людей, создавая сцены, продумывая, кто что делает в определённый момент. "Катарина" – не первый опыт нашего сотворчества. Ранее мы работали с ней над балетом "Гусарская баллада", "Лебединое озеро", "Жизель" – это всегда было интересно. Всегда многому учишься у неё.

Юлиана всё сама показывает пластически, мимически, это очень ценно. Всё очень доходчиво объясняет, может, конечно, и поругать, если медленно схватываешь, а может и похвалить, если сразу всё понимаешь. В таком же стиле работает и Сергей Бобров. Они оба были солистами Большого театра, оба заслуженные артисты России – у обоих высокие требования к артистам. Конечно, поначалу это воспринимается трудно, но когда работаешь вместе над многими разными спектаклями, учишься понимать с полуслова.

– Катарина – амазонка, сильная и смелая. Как вы готовились? Кем или чем вдохновлялись?

– Любая новая партия для меня начинается с того, что я изучаю историю этого балета, читаю описание характера и внешности персонажей, какие балерины исполняли партию. Обязательно читаю историю создания хореографии, кто её ставил. Не могу готовить роль и не знать то, о чём танцую.

Да, Катарина – амазонка, ей шайка разбойников досталась в наследство от отца, она вынуждена быть сильной и стойкой, чтобы управлять бандитами. Я вдохновлялась разными фильмами – и историческими, и художественными. Смотрела даже фильмы киностудии Marvel про Чудо-женщину, например. Привлекает любой образ воинственной женщины, чтобы посмотреть, как актрисы воплощали сильный характер. Очень интересно было готовить этот образ, сложный и непривычный.

Катарина– Он чем-то близок вам или это кардинально не вы?

– Близок. На самом деле я вроде бы спокойный, неконфликтный человек, готова прийти на помощь всем, даже в ущерб себе. Но по характеру очень сильная, и мало кто знает, какой могу быть на самом деле. Правда, стараюсь на людях лишнего не показывать, потому что это отнимает много энергии. Я её аккумулирую, чтобы растратить на что-то другое.

Считаю себя сильным человеком, поэтому люблю такие партии: бойкие, игровые, технически сложные. Люблю, конечно, лирических и нежных Одетту из "Лебединого озера" или Машеньку из "Щелкунчика". Но ближе именно такие партии, как Лиза из "Тщетной предосторожности" или Сванильда из "Коппелии". Люблю сильных духом героинь.

– Какими главными чертами будет обладать Катарина в вашей интерпретации?

– Я бы хотела, чтобы она была, быть может, кокетливая, игривая, с юмором, но, безусловно, очень сильная! Ведь управлять шайкой бандитов – не такое уж простое дело. Иногда нужно быть строгой и пресекать любые возражения на корню.

– Костюмы и декорации придуманы специалистами Большого театра, из главного театра страны и репетиторы балета. Как проходила лично ваша работа с Большим театром?

– Я работала как модель, живой манекен, скажем так. В Большом театре создавались образцы костюмов. Конечно, мужской костюм я примерить не могла, их шили по меркам и примеряли уже у нас в театре. Но женские костюмы для Катарины и других партий, всё, что мне подходило, смотрели на мне. На мне прикалывали цветочки, оборочки, резиночки. Выясняли, удобно ли, что добавить или убрать, чтобы в этом можно было танцевать. Я помогала продумать обувь для Катарины, в которой удобно танцевать различные вариации.

Пробовала разные движения в костюме, чтобы понять, мешает ли что-то и нужно ли переделать. Так интересно и творчески я ещё никогда не работала! Помню это состояние, когда приходишь в Большой, в эти знаменитые мастерские, работаешь с такими известными людьми, думаешь: "Боже мой!" Поначалу так страшно, но все очень дружелюбные и весёлые. Мы сразу нашли общий язык.

– Изучали ли вы творчество художника Сальватора Розы – главного героя спектакля, чтобы лучше понять его и отношение Катарины к нему? Или были сосредоточены только на своей героине?

– Конечно, изучала творчество Розы, как читала все материалы по спектаклю. Сальватор Роза – безумно интересная личность. У него есть великолепная картина "Грот с каскадами", которую мы взяли за основу для афиши: в Красноярске есть потрясающее место – Торгашинский хребет, очень похожее на местность с той картины.

По истории, Роза хотел принять сан, но передумал и решил заняться живописью, он был неординарным художником. Известный факт: он уехал путешествовать в горы, его захватили разбойники, и с ними он прожил несколько лет, изучая культуру, людей, их быт и так далее. И у нас в спектакле как раз есть сцена захвата в заложники Сальватора Розы девушками-разбойницами. Именно тогда Катарина впервые встречает его и сразу влюбляется.

– Известно, что на репетиции "Катарины" император Николай I увидел, как балерины готовят хореографический номер с ружьями, вышел на сцену и сказал: "Вы неправильно держите ружьё, сейчас я покажу вам, как с ним надо обращаться". И сам провёл репетицию. А вы уделяли при подготовке особое внимание работе с реквизитом?

– Император очень любил чёткую маршировку на балетной сцене, поэтому "Стратегический танец" и вошёл в постановку. Во всех спектаклях, не только в этом, уделяется очень большое внимание игровым сценам и работе с реквизитом, это важная часть постановки. В "Катарине" девушки умело обращаются с ружьями, мастерски перекладывают с плеча на плечо, есть и девушки-жонглёры, у которых будут специальные приспособления в руках.

У нас будет танец гондольеров с вёслами – это тоже акробатический номер. У Катарины будет прекрасная вариация с мандолиной. Для известнейшей вариации с ружьями помимо тяжёлой техники нужно знать, как правильно обращаться с оружием, которое будет стрелять в определённый момент.

Один из хореографов-постановщиков спектакля Сергей Бобров очень любит охоту, профессионально умеет стрелять. Он и мне показывал, как правильно держать ружьё, поэтому я тоже умею неплохо стрелять, так скажем. Весь мой личный опыт здесь пригодился.

Катарина– Почему зрителю стоит увидеть эту премьеру?

– Во-первых, это большой классический гран-балет с потрясающе сложной и яркой хореографией, каноническими гран па, большими вариациями. Это очень красочный спектакль с объёмными и настоящими декорациями, разработанными Альоной Пикаловой, великолепными костюмами, которые создавала художница Елена Зайцева.

Во-вторых, это реконструкция старинного балета – сейчас к ним возникает интерес повсеместно. Например, в Екатеринбурге реконструировали балет "Конёк-горбунок".

В-третьих, во многих балетах такого плана главный герой – мужчина, например, "Спартак" или "Лебединое озеро". Вроде бы считается, что главная героиня – Одетта-Одиллия, но всё-таки преобладает мужская партия. Само название – "Катарина, или Дочь разбойника", то есть балет про девушку!

В-четвёртых, очень много времени отдавалось мизансценам, потому что хореографы восстанавливали жесты, присущие тому времени. В современном балете есть свободные естественные жесты, а в "Катарине" чётко канонические движения. Например, "я тебя люблю" нужно показать определённым образом – пальцами, кистями рук, положением корпуса. Это сложно, потому что мы привыкли к другим жестам, и получается – нам нужно переучиться. Но в этом и прелесть старинного балета, которую, я уверена, оценят наши зрители.

Премьерные показы "Катарины" состоятся 10, 11, 12, 19, 20 ноября. Наталья исполнит главную партию 11 ноября.

Наша справка

Наталья Боброва – ведущая солистка балетной труппы Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.

Окончила Красноярское хореографическое училище в 2004 году. Во время обучения прошла стажировку в Московской академии хореографии. Учёбу в выпускных классах совмещала с работой в балетной труппе Красноярского театра оперы и балета. С 2004 года – солистка балета театра. Известна красноярцам по исполнению партий Джульетты, Одетты-Одиллии, Золушки, Шуры Азаровой, Авроры и многих других.

Стипендиатка правительства Российской Федерации (2003), лауреат V открытого конкурса-фестиваля хореографических училищ Сибири в Новосибирске (2003), лауреат Красноярского краевого фестиваля "Театральная весна – 2015" в номинации "Лучшая женская роль в балетном спектакле" (партия Одиллии в балете "Лебединое озеро").

Карина РОДИОНОВА
"Красноярский рабочий", 09.11.2021 г.